Аккерманская крепость: «Сделать все, чтобы памятник жил»
Наиболее эффективный способ спасения Аккерманской (Белгород-Днестровской) крепости — развитие памятника истории и архитектуры национального значения как туристически привлекательного объекта.
Об этом в ходе презентации проектных документов по реставрации и развитию памятника заявила начальник регионального управления охраны объектов культурного наследия Наталья Штербуль, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».
Как не раз подчеркивала специалист, главной целью комплексной программы развития Аккерманской крепости является не просто сохранение аутентичных стен, башен, остатков древних сооружений.
«Наша задача — не только спасти памятник национального значения, проводить необходимые работы по консервации, реставрации, берегоукреплению (причем всем им в обязательном порядке должны предшествовать археологические изыскания). Нужно сделать все, чтобы памятник жил, — уверена Н. Штербуль. — Когда-то деньги в его реставрацию вкладывались, и немалые, но поскольку не было достойной эксплуатации комплекса, многое мы потеряли. Потому сегодня ставим перед собой цель как сохранить крепость, так и превратить ее в туристический объект со всеми необходимыми элементами инфраструктуры».
Именно такая задача была поставлена при разработке проекта развития крепости, отметил его автор Владимир Голышев: наряду с проведением создать привлекательный комплекс сооружений, позволяющих использовать памятник не просто как историческую достопримечательность, но и как место для отдыха.
Специалист пояснил, что схема функционального зонирования территории (причем не только ограниченной крепостными стенами, но всей, выделенной в отводе земли) предусматривает несколько зон — отдыха, экскурсионную, развития. Так, например, предполагается сооружение причала, который будет использоваться для стоянки судов, для парусных судоходных экскурсий по Днестровскому лиману, а в перспективе — и на более далекие расстояния.
«Достаточно интересная, с нашей точки зрения, идея — амфитеатр, который будет вписан в естественный рельеф местности, не нарушит общего вида, а создаст еще большую притягательность. В нем можно будет проводить те же рыцарские бои, которые регулярно проходят в крепости, — рассказал В. Голышев. — А в цитадели, к примеру, предполагается создать Город мастеров, то есть, расположить ряды ремесленников, чтобы кузнецы, ткачи, гончары и прочие умельцы могли, собравшись под одной крышей, показывать и свое мастерство, и знакомить посетителей с секретами древних ремесел». Свое развитие получит и зона отдыха. Предполагается, что использоваться она будет не только в течение трех летних месяцев, но и в межсезонье. Будет определено и время, в которое местные жители смогут посещать ее бесплатно.
Ближайшие же планы, как подчеркнула Н. Штербуль, будут реализованы уже до конца нынешнего года. Это строительство общественного туалета и информационного павильона (в нем будут расположены экскурсионное бюро, кассы, банкомат), а также самое важное — подведение к крепости канализации и водоснабжения.
«Открыть эти объекты мы хотим в нынешнем году. И они будут завершены в запланированные сроки. Начать работы мы могли бы и раньше, но хотелось бы видеть союзников в лице Белгород-Днестровского горсовета… Между тем, только технических условий мы добивались от мэрии два с половиной месяца», — рассказала начальник регионального управления. А Никита Петраков, директор КП «Фортеця», в чьем ведении находится крепость, сообщил, что работы по этим объектам обойдутся, по расчетам, в сумму порядка 1 млн. 900 тыс. грн. Стоимость же проектной документации составила 19 тыс. грн. Финансирует работы КП «Фортеця».
Новый туалет — жизненно необходимый объект для памятника, который ежегодно посещают десятки тысяч людей, — будет расположен у входа в крепость. Его строительство связано с прокладкой водопроводных и канализационных труб с врезкой в городскую систему. И прежде чем «давать добро» на рытье траншей (что, естественно, сопряжено с перемещением массивов грунта, вторжением в культурные слои), площадку детально обследуют археологи. Нынешним летом, как и прошлым, работу экспедиции финансирует областное коммунальное предприятие «Фортеця». До того, отметим, полноценные археологические исследования в крепости в течение ряда лет были практически свернуты.
Напомним: археологические исследования в памятнике истории и архитектуры национального значения — обязательный этап, который по украинскому законодательству должен предварять любые работы — по благоустройству, реставрационные, противоаварийные.
Как рассказала кандидат исторических наук Татьяна Самойлова, заведующая отделом археологии Северо-Западного Причерноморья Института археологии Национальной Академии наук Украины, руководитель Белгород-Тирской археологической экспедиции, в крепости этот принцип соблюдается неукоснительно. В отличие от города, где, с горечью констатирует специалист, в охранной зоне вырастают дома, гаражи и прочее — без всяких археологических экспертиз и при бездействии местных властей. В центре властного внимания последних (а точнее — в эпицентре конфликта интересов) остается исключительно крепость. Во всяком случае, такое впечатление сложилось у журналистов, приехавших на презентацию проекта, в ходе общения ее участников с несколькими депутатами Белгород-Днестровского горсовета. Народные избранники, попытавшиеся, по сути, сорвать презентацию, очевидно, до сих пор весьма болезненно воспринимают тот факт, что год назад памятник, находившийся ранее в формальном управлении города, был передан в ведение областного коммунального предприятия «Фортеця».
Отметим: работа КП началась с уборки запущенной территории (из крепости было вывезено несколько десятков грузовиков с мусором), чистки старого, весьма далекого от цивилизованных норм туалета. А главный принцип его деятельности, определенный решением областного совета, предельно прост: все, что зарабатывает крепость, тратится исключительно на ее нужды. И — ни на чьи другие.
«С уважением относясь к жителям Белгорода-Днестровского, я хочу сказать, что это не только их крепость, и решение об этом было принято в 1963 году, когда памятнику государством был присвоен статус национального. Городским властям есть чем заниматься, кроме споров о том, кому должна принадлежать крепость, — заявил в ходе презентации региональный представитель Министерства культуры по вопросам охраны культурного наследия Украины Николай Салата. Он подчеркнул, что ведомство «всячески поддерживает начинания» по сохранению и развитию Аккерманской крепости.
«Мы выдали разрешительные документы, согласовали все проектные работы, в первую очередь — противоаварийные, разрешения уже получены. Главное — начать, а для этого нужна была необходимая документация. Теперь она есть. Инвестиционная привлекательность объекта не сразу складывается. Инвесторов пока нет, но они будут», — уверен региональный представитель Министерства культуры.
А Т. Самойлова рассказала также, что ознакомила с проектом директора Института археологии Национальной Академии наук Украины, академика Петра Толочко. Признанный знаток средневековой фортификации, специалист с мировым именем высоко оценил предложения разработчиков, отметив, что это «не просто грамотное, но и очень оригинальное разрешение аварийной ситуации», которая, по словам Т. Самойловой, «нас мучает долгие годы». «Невозможно ни один объект, ни одну крепость без проекта спасать, это должно быть сделано раз и надолго. Речь идет именно о спасении крепости. Это все очень серьезно», — подчеркнула историк.
Добавим: как , в планах археологической экспедиции нынешнего сезона, в частности — подводные исследования (в свое время под воду Днестровского лимана ушла часть античного города). Ничего подобного в крепости не проводилось свыше полувека, теперь же будут задействованы современные технологии. Этот объем работ экспедиции также будет осуществляться с помощью КП «Фортеця», а сугубо научный интерес (по уже сложившейся традиции сотрудничества коммунального предприятия и ученых) — сочетаться с мерами по сохранению крепости.
Задача сохранить, не нарушить «дух и стилистику памятника» ставилась и при проектировании новых объектов крепостной инфраструктуры. В. Голышев рассказал, что авторы заведомо отказались от попыток имитации неких исторических архитектурных форм. «Сложившаяся практика показывает, что попытка воссоздания чего-то оборачивается просто новоделом, — считает специалист. — Для того же, чтобы подчеркнуть современность и, скажем так, устремленность в будущее, было предложено объединить ряд сооружений общим концептом. Он должен был быть привлекательным, запоминающимся и в то же время выполненным из таких материалов, которые бы прослужили достаточно долго».
Для отделки предлагается применить так называемую террасную доску, которая изготавливается из композитного полимерного материала и используется в судостроении, для различных дорожек возле бассейнов, то есть, «в достаточно сложной агрессивной среде». А при строительстве всех новых объектов (включая торговые павильоны за крепостными стенами) — использовать общие унифицированные элементы, которые, создавая ощущения единства архитектурного решения, в то же время не будут «выбиваться» из стилистики памятника, отвлекая посетителей от главного — собственно крепости.
Справка. Аккерманская крепость — историко-архитектурный памятник XIII – XV веков. Является одной из наиболее сохранившейся на территории Украины. Своими размерами она превосходит все подобные фортификационные сооружения страны. Крепость построена на месте античного города Тира. С трех сторон окружена рвом шириной 10 – 12 м и первоначальной глубиной до 14 м. С севера омывается водами Днестровского лимана.
Общая длина стен — более 2 км. Высота стен и башен — от 5 м до 15 м, толщина — от 0,8 м до 5 м. Между куртинами (частями крепостного вала между бастионами) было 34 башни, сохранилось 26. В крепости есть цитадель (укрепленная центральная часть крепости, приспособленная к самостоятельной обороне, последнее убежище защитников при штурме).
Крепость обладает статусом памятника национального значения. В феврале 2011 года решением Одесского облсовета было создано областное коммунальное предприятие «Фортеця» — для «реализации задач и мероприятий государственных, региональных и местных программ, касающихся охраны, сохранения, реставрации, использования и научных исследований сооружений и территории памятника архитектуры и градостроительства национального значения — Аккерманской крепости в городе Белгород-Днестровский».
Больше об истории и сегодняшнем дне Аккерманской (Белгород-Днестровской) крепости — .
Керівник Одеської кіностудії Андрій Осіпов відтепер очолюватиме Державне агентство України з питань кіно. Головою Держкіно його сьогодні, 30 травня, призначив Кабінет міністрів.
Сьогодні, 26 лютого, оркестр Одеської національної опери вирушає у гастрольний тур Японією. Одеські музиканти під орудою Хірофумі Йошіди представлять глядачам симфонічні та концертні програми.
Видатний український скульптор, заслужений художник України Михайло Рева презентує в Одесі виставку «Щоденники часів». Потім масштабну експозицію представлять у Римі.
10 лютого 2025 року у Папському Палаццо делла Канчелярія дуже успішно пройшла інаугурація відкриття Арт-виставки всесвітньо відомого українського художника Івана Марчука «Епічна реальність».
Сьогодні одеська Алея зірок на вулиці Ланжеронівській поповнилась новими іменами видатних одеситів – двох письменників і художника. Про це повідомили в Одеській мерії.
Одеський міжнародний кінофестиваль оголосив дати проведення і розпочинає приймання фільмів на участь у конкурсних програмах. Планується, що XV ОМКФ відбудеться з 12 по 20 липня 2024 року в Києві.
Сьогодні виповнюється 124 роки Одеському національному художньому музею. А напередодні, 5 листопада, його мало не знищили російські терористи: ворожа ракета прилетіла поруч з будівлею, утворивши величезну вирву на вулиці Софіївській.
Адміністрація Одеського національного академічного театру опери та балету повідомила про дострокове переривання контракту та звільнення з посади головного диригента В’ячеслава Чернухо-Воліча.
Науковий архів Одеського національного художнього музею доступний дослідникам та науковцям з усього світу – завдяки спеціальній мультимедійній онлайн-платформі, де матеріали подано українською та англійською мовами.
Департамент архітектури та містобудування Одеської міської ради проводить відкритий архітектурний конкурс на кращу проєктну пропозицію з благоустрою Театральної площі в Одесі.
Відомий скульптор, заслужений художник України Олександр Князик передав Одеській національній науковій бібліотеці свою роботу — скульптуру Григорія Сковороди.