Как мэрия Костусева и Партия регионов украли у одесситов аэропорт
В ноябре 2010 года в Одессе сменилась власть. Эдуарда Гурвица сменил «регионал» Алексей Костусев. Спустя три месяца он выступает с заявлением: «У нас есть предложение по Одесскому аэропорту, создан серьёзный международный консорциум, который хочет провести реконструкцию». По словам мэра, инвесторы готовы вложить в реконструкцию аэропорта и взлётно-посадочной полосы до 180 млн. долларов.
Международный аэропорт «Одесса» является одним из ключевых элементов инфраструктуры города. Это второй аэропорт страны по пассажиропотоку. Аналогично киевским «Жулянам» он расположен в черте города - до центра 20 минут на авто. Площадь - 571 гектар. Пассажиропоток неуклонно растёт: с 2001 года - в 6 раз, со 117 тысяч человек до 707 тысяч.
Юридически аэропорт является коммунальным предприятием. И он же - рекордсмен по доходам среди всех остальных КП города. За 2010 год аэропорт принёс чистой прибыли 16 млн. гривен, а кроме этого, например, за 2009 - 2010 годы оказал финансовую помощь другим одесским коммунальным предприятиям - 33,4 млн. гривен. На предприятии работают более 1000 человек.
Фактически аэропорт - это жемчужина в коммунальной собственности города. Любой мэр должен быть счастлив, что у города есть такое предприятие. Кроме прямой финансовой выгоды есть ещё и косвенная - через аэропорт могут прилетать сотни тысяч туристов. Эксперты полагают, что после должной реконструкции он может стать важным транзитным узлом, как аэропорт Вены или Праги. В интересах местных властей провести реконструкцию и получать ещё большие прибыли в бюджет.
Предыдущий мэр Одессы Эдуард Гурвиц в 2009 году объявил конкурс на поиск инвестора для реконструкции аэропорта. Городского голову обвиняли в попытке передачи КП приближенным бизнесменам. Алексей Костусев заявил тогда: «Аэропорт ещё не уворовали. Спать спокойно невозможно».
Сам же Костусев почему-то решил не проводить конкурс. Нашлась солидная британская фирма «Odessa Аirport Developement ltd», которая готова вложить 180 млн. долларов в реконструкцию полосы и терминала. Чтобы обойти законодательство и не проводить конкурс, в мэрии решили создать совместное предприятие. Такое решение было предложено депутатам на сессии горсовета 29 апреля и утверждено. Депутатское большинство в Одессе принадлежит Партии регионов. Мэра также поддерживают 15 депутатов из партии «Родына» одиозного Игоря Маркова.
Далее одесский исполком принимает текст договора, устава и размер доли города в уставном фонде создаваемого предприятия. Последний оставшийся шаг - сессия горсовета 8 июля, где депутаты должны утвердить эти документы.
По предложению исполкома мэрия вносит в уставный фонд новой фирмы 25% капитала, а ООО «Одесса аэропорт девелопмент» - 75%. Причем свой вклад в общее дело мэрия сделает не живыми деньгами, а имуществом аэропорта! Рыночная стоимость этих активов была оценена в 102 млн. гривен (12 млн. долларов), но позднее была переоценена в 118 млн. гривен (почти 15 млн. долларов). В эту же сумму входит и стоимость базы отдыха «Полет», что находится у моря, в Грибовке под Одессой.
Подобная схема завладения коммунальной собственностью не нова для Одессы. Очевидно, что хозяин 75% уставного капитала не будет выплачивать дивиденды миноритарию.
Кстати, начиная с прошлого года такая схема - вне закона. В связи с принятием Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Бюджетного кодекса Украины» вступил в силу прямой запрет на использование коммунального имущества при формировании уставного капитала хозяйственных обществ. Нельзя, но если очень хочется, то можно.
Показательно, что текст договора между мэрией и вторым учредителем нигде не опубликован. Он даже не был разослан депутатам горсовета. На сайте города, где опубликованы тексты проектов решений на сессию 8 июля, он также отсутствует. Нам удалось получить текст этого договора благодаря одному из депутатов горсовета: тот письменно затребовал документ в мэрии.
И тут нас ждет очередной сюрприз. Пункт 4 договора описывает план действий сторон по его реализации. Первыми идут обязательные шаги по юридическому оформлению предприятия. А второй шаг - оформление документов на землевладение. Далее - подготовка проектной документации, разработка проекта. И третий шаг - «визначення джерела фінансування будівництва аеродромного комплексу с залученням запозиченних коштів».
Таким образом понятно, что у инвестора, который обещает вложить 180 млн. долларов, этих денег попросту нет! А после оформления документов на владение 571 гектаром земли, имущественным комплексом аэропорта и бизнес-планом можно смело идти в банк и брать кредит. Мэрия фактически дарит аэропорт неизвестному инвестору, у которого к тому же нет денег для реконструкции.
Возникает множество вопросов. Например - а почему бы мэрии самой не взять кредит в банке под залог этой же земли, не реконструировать аэропорт и не получать прибыль в бюджет города? Финансовые показатели и перспективы роста в связи с реконструкцией таковы, что предприятие легко вытянет долгосрочный кредит. Если бы это было не так, то частник не собирался бы это сделать.
А если уж мэрия считает себя совсем бессильной в этой ситуации, то можно объявить конкурс и сдать аэропорт в концессию на 49 лет, как поступили в Харькове. В самом крайнем случае можно устроить аукцион и продать аэропорт за максимальную сумму!
И главный вопрос - кому мы отдаём аэропорт?
Мы получили выписку из украинского реестра юридических лиц. ООО «Одесса аэропорт девелопмент» зарегистрировано 25 мая 2010 года в Киеве. Единственным учредителем является британская компания «Odessa airport developement ltd». А уставный фонд украинской фирмы - всего лишь 1000 гривен!
Зарегистрирована фирма в Киеве, на улице Грушевского, 28/2, офис 43. В здании с нашей солидной международной компанией находятся несколько адвокатских фирм, турфирма «Артекс 94», магазин «Макарена», курсы английского языка, отделение милиции и консульство Китайской Народной Республики.
На сайте британского реестра юридических лиц www.companieshouse.gov.uk мы за 6 фунтов приобрели информацию о, цитируем Костусева, «серьёзном международном консорциуме» - «Odessa Аirport Developement ltd». Эта фирма основана в 2009 году и с уставным фондом в 1 фунт. На момент получения нами выписки УФ был увеличен до 1 миллиона акций стоимостью1 фунт. Их владельцами являются две фирмы - кипрская «Velafichita Holdings Ltd» и «Letnon Ltd» с Британских Виргинских островов.
Ни у «Odessa Аirport Development», ни у «Velafichita Holdings Ltd» и «Letnon Ltd» нет своих сайтов. А о последних двух «Гугл» не знает вообще ничего. Их названия не упоминались нигде и никогда!
Директором «серьёзной» фирмы «Odessa Airport Development ltd» является 38-летняя киприотка Анна Кореллидуо. Анна является сотрудницей кипрской фирмы «Andreas Sofocleous & Co». Родилась в Тбилиси, владеет русским языком, училась в Киеве и Москве. В «Andreas Sofocleous & Co» занимается регистрацией оффшорных и кипрских фирм.
Неофициально многие депутаты, чиновники и журналисты , что за этой афёрой стоят Борис Кауфман и Александр Грановский - владельцы одесского «Финбанка», гостиниц «Пассаж», «Бристоль» (бывшая «Красная"), «Лондонская», киевского «Президент-отеля» .
Остается вопрос - кто же стоит за Борисом Кауфманом и Александром Грановским? Кто обеспечивает им «зеленую улицу» в Одесской мэрии? Шепотом называют имена главы Администрации Президента Сергея Левочкина и Виктора Януковича-младшего.
Алексей Костусев сможет спать спокойно - аэропорт бесплатно и без конкурса передан «серьёзному международному консорциуму» из островных оффшорок и украинской фирмы-однодневки с уставным фондом в 1000 гривен.
Мабуть, кожен гравець казино завжди радий можливості виграти гроші, не роблячи власних вкладень. На щастя, майже всі популярні проєкти онлайн-гемблінгу пропонують таку можливість...
Созданная в 2014 году, цена Монеро проходила через разные виражи. Криптовалюту разработали для того, чтобы позволить пользователям оставаться анонимными и сделать их транзакции более безопасными...
Человек, который много времени проводит возле автомобиля — это и профи-сотрудник СТО, и автогонщик, и поклонник длительных поездок через страны и материки...
Крепкий алкоголь — один из популярных подарков для мужчины. Особенно если речь идет о виски. Можно выбрать бутылку хорошего скотча, дополнить ее бокалами или камнями, которые способны поддерживать температуру напитка. Ниже расскажем, как сделать правильную покупку.
Популярность цифровых монет продолжает расти, поэтому важно не только отслеживать курс криптовалют на сегодня, но и найти безопасное хранилище для активов.
Шампанское всегда ассоциируется с праздником. Чтобы все гости могли полностью оценить высокие вкусовые качества напитка, важно придерживаться правил его подачи на стол и сочетания с закусками. Ничего сложного в культуре подачи игристых вин нет, главное — внимание к деталям.
Погода в 2022 году удивила своей пунктуальностью, но и тепло не теряет надежды еще немного вернуться в сентябре. Так что купить куртку желательно или универсальную, или найти несколько базовых вариантов на разную погоду. Посмотреть актуальные модели можно на сайте intertop.ua.
Бизнес по аренде недвижимости в курортных городах — один из самых прибыльных в Украине. В моменты, когда наплыв туристов огромен, люди нарасхват забирают самое разное жилье...