Все чаще среди комментариев на «Фэйсбуке» задают вопрос: когда же у нас появится свой де Голль? Правда, Украине сегодня нужен не столько де Голль, герой войны, кумир нации, лидер с авторитарными наклонностями, сколько Франклин Рузвельт или Кемаль Ататюрк, великий реформатор или великий революционер.
Увы, в галерее украинских героев нет «своего» Наполеона Бонапарта или Шарля де Голля, зато есть Иван Сирко и Нестор Махно. Есть атаманы, бунтари, повстанцы и военачальники, но нет государственных деятелей. Из всей галереи единственным признанным авторитетом остается Богдан Хмельницкий, хотя то, что происходит сегодня, есть отчасти борьба с его наследием.
Суть проблемы – как в отсутствии длительных традиций государственности, так и в переходном этапе, когда на смену прежней элите, воспитанной в партийно-комсомольских управленческих традициях, приходит новая, воспитанная в традициях первоначального накопления капитала и дерибана госсобственности. В общем, ждать де Голля или Ататюрка в ближайшее время неоткуда. Даже если произойдет, по меткому выражению одного из моих друзей-журналистов «полная перезагрузка оппозиции» на смену троице Кличко – Яценюк – Тягныбок придут скорее, образно говоря, Махно, Тютюнник и Зелёный.
Уже озвучено требование изменить Конституцию, вернее, возвратиться к Конституции образца 2004 года. Но вот беда, как оказалось, даже в этих вопросах оппозиция не может достичь согласия. Во фракции «Батькiвщина» уже успели назвать неприемлемыми поправки от коллег из «УДАРа», касающиеся расширения полномочий Президента. В свою очередь, соратники Виталия Кличко не планируют отступать от своих предложений. Каждый уже примерял на себя шкуру неубитого медведя. Даже заговорили о «ширке», то есть широкой коалиции с участием провластных и оппозиционных фракций. Но мы об этом уже слышали, и не единожды.
Неспособность оппозиции достичь согласия по полномочиям Президента – весомый аргумент в пользу того, что Украине нельзя в полной мере возвращаться к Конституции образца 2004 года, а если и делать это, то только в качестве промежуточного этапа.
По одной простой причине. Изменение олигархического характера отечественной экономики не является повесткой дня Евромайдана. Его главный социальный лозунг «Банду геть!» имеет своего конкретного адресата – Виктора Януковича и его окружение. Конечно, олигархов рядовые участники Евромайдана не очень любят, но понятно и другое – без финансовой подпитки и информационной поддержки со стороны олигархов Евромайдан мог бы заглохнуть еще в первый месяц своего существования.
Надо откровенно признать, хотим мы того или не хотим: на ближайшие годы в украинской экономике сохранится доминирование финансово-промышленных групп, а если вспомнить ленинскую формулу (куда же мы без классиков?), что «политика есть самое концентрированное выражение экономики», то и в политике тоже.
В чем интерес олигархов? Что их не устраивает в нынешнем режиме? Прежде всего – то, что одна конкретная финансово-экономическая группа или «семья», получившая в свое распоряжение государственный аппарат (пусть даже в результате формально честных выборов) и постепенно его «приватизировавшая», стремится расширить свои власть и богатство, не считаясь с интересами не только общества, но и олигархов. Правительство, в котором изначально, по различным подсчетам, были представлены интересы девяти бизнес-групп, в итоге стало правительством одной бизнес-группы.
Широкие полномочия Президента в нынешних условиях – это, прежде всего, угроза нарушения баланса отношений между олигархами. Они с этой угрозой столкнулись воочию. В этих условиях идеальной площадкой для достижения баланса между Ахметовым, Фирташем, Коломойским и прочими «держателями Украины» остается парламент.
Вывод прост – в нынешних условиях оптимальным вариантом для Украины является именно режим парламентской республики, в которой правительство формируется коалицией партий. Да, в данной системе есть и свои риски. Что поделать, идеальных политических моделей не бывает, каждая из них оптимальна для конкретных условий. В конце концов, парламентская модель работает и в Италии, и в Германии, и в Греции, и в других европейских странах.
Переход к парламентской модели должен предусматривать изменение механизма формирования парламента. Во-первых, возврат к выборам по партийным спискам. В современных условиях «мажоритарка» превращается не столько в соревнование кандидатур и их программ, сколько в соревнование, кто больше сделает детских площадок, отремонтирует парадных и заасфальтирует межквартальных подъездов. Партийные списки все же создают условия для политической структуризации и парламента, и политического пространства страны.
Во-вторых, переход к выборам по открытым партийным спискам, что позволит избежать голосования за «кота в мешке», когда первая пятерка служит паровозиком, за которым вагончиками пойдут неизвестные ставленники крупного бизнеса. Народ должен знать «своих героев» в лицо. Да, эта система сложнее, но она дает возможность голосовать не только за какую-либо партию, но и за конкретного кандидата от этой партии. В целом это дает возможность ограничить аппетиты олигархов и время от времени обновлять политическую элиту.
В-третьих, выборы должны регулироваться Избирательным кодексом, чего от нас уже давно ждет Европа. Кодекс этот должен иметь статус специального закона, изменения в который вносятся не менее чем двумя третями депутатов. Это позволит избежать практики, когда избирательное законодательство меняется под каждые выборы.
Один из недостатков Конституции 2004 года – то, что она была полумерой, поскольку не решила ключевой проблемы – проблемы местной власти. Полнота власти в регионах по-прежнему принадлежала областным государственным администрациям. Недавно эту проблему пытались решить явочным порядком, через захват зданий госадминистраций и создание народных рад на местах.
Толком из этого ничего не получилось, потому что основные рычаги и финансы остались по-прежнему в руках исполнительной власти. Исключением стали разве что западные области (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская), где при областных советах сформированы исполкомы, которым возвращены полномочия, ранее делегированные облгосадминистрациям. Во всех остальных областях фактически сохранилось статус-кво. Поэтому ни о каком двоевластии говорить сегодня не приходится.
Но это не значит, что систему не надо менять. Противоречия между регионами Украины лежат не только в идейной или исторической плоскости. Корень всего – экономика. Споры на тему «кто кого кормит» беспочвенны в условиях, когда и крупный промышленный центр, и малый город одинаково выступают в роли просителя. Система, при которой практически все налоги из всех областей поступают в центр, а затем перераспределяются, уравнивает, к примеру, Львовскую и Одесскую области. 70% местных бюджетов – дотационные. Кроме того, чрезмерная централизация сдерживает инициативу местных властей.
Реформа местного самоуправления должна предусматривать, прежде всего, формирование на областном и районном уровнях исполнительных комитетов соответствующих советов и передача им полномочий областных и районных госадминистраций. Затем – повышение финансовой самостоятельности, четкое определение доли общегосударственных налогов, которые остаются в регионах, принятие Закона «О добровольном объединении территориальных громад» и т. д.
В передаче полномочий от органов исполнительной власти местным советам и в бюджетной децентрализации есть определенные риски, в особенности – на фоне усиливающихся призывов к федерализации страны. Основной проблемой является способность территориальной громады, институтов гражданского общества осуществлять эффективный контроль над действиями местной власти, в том числе – и над использованием бюджетных средств.
Очевидно и другое. Процесс глубокой трансформации политической системы Украины не будет одномоментным и не будет безболезненным. Ломка устоявшихся отношений, принципов управления требует не только политической воли, но и новой политической культуры. Многое зависит от элиты. Станут ли сегодняшние формальные и неформальные лидеры Евромайдана ее основой, будет понятно в ближайшее время.
Мабуть, кожен гравець казино завжди радий можливості виграти гроші, не роблячи власних вкладень. На щастя, майже всі популярні проєкти онлайн-гемблінгу пропонують таку можливість...
Созданная в 2014 году, цена Монеро проходила через разные виражи. Криптовалюту разработали для того, чтобы позволить пользователям оставаться анонимными и сделать их транзакции более безопасными...
Человек, который много времени проводит возле автомобиля — это и профи-сотрудник СТО, и автогонщик, и поклонник длительных поездок через страны и материки...
Крепкий алкоголь — один из популярных подарков для мужчины. Особенно если речь идет о виски. Можно выбрать бутылку хорошего скотча, дополнить ее бокалами или камнями, которые способны поддерживать температуру напитка. Ниже расскажем, как сделать правильную покупку.
Популярность цифровых монет продолжает расти, поэтому важно не только отслеживать курс криптовалют на сегодня, но и найти безопасное хранилище для активов.
Шампанское всегда ассоциируется с праздником. Чтобы все гости могли полностью оценить высокие вкусовые качества напитка, важно придерживаться правил его подачи на стол и сочетания с закусками. Ничего сложного в культуре подачи игристых вин нет, главное — внимание к деталям.
Погода в 2022 году удивила своей пунктуальностью, но и тепло не теряет надежды еще немного вернуться в сентябре. Так что купить куртку желательно или универсальную, или найти несколько базовых вариантов на разную погоду. Посмотреть актуальные модели можно на сайте intertop.ua.
Бизнес по аренде недвижимости в курортных городах — один из самых прибыльных в Украине. В моменты, когда наплыв туристов огромен, люди нарасхват забирают самое разное жилье...