Одесса новости
10.02.2010

Нуриев, конечно, навсегда. Но…

В Одесском национальном академическом театре оперы и балета премьера. «НУРИЕВ forever» — таково название нового… зрелища, предложенного любителям балета.

Почему перед словом «зрелище» я поставила многоточие? Почему я споткнулась на этом слове? Почему я не написала просто «таково название нового спектакля»? Ведь слово «спектакль», если на то пошло, с французского и переводится как зрелище, представление.

Объясняю: мне не хочется поддерживать амбиции тех, кто вводит в заблуждение публику, выдавая обычный вечер балета, то есть концерт, за спектакль, и даже не просто спектакль, а спектакль претенциозно определенный, как «Балет-гала на два действия с прологом и эпилогом».

Я не стану дискутировать здесь и сейчас на тему, что вкладывают обычно в понятие спектакль. Позволю себе только предположить, что, кроме истинных балетоманов, в театр пришли те, кто надеялся на спектакль в традиционном понимании, то есть на некий сюжет с интригой, завязкой, развязкой и кульминацией. Сюжет, героем которого станет гений балета и гений пороков Рудольф Нуриев. Во всяком случае театр даже на третьем показе был полон.

И это несмотря на отнюдь не демократические цены.

Хочу заверить, что я не только не против концертов на сцене Театра оперы и балета вообще, и данного в частности, напротив — я приветствую то, что балетная труппа театра, особенно ее молодежный состав, получила возможность выступить в замечательных партиях классического репертуара. Отрадно было видеть талантливую молодежь, понимать, что у театра есть потенциал. Не могу сказать, что все было идеально гладко: где-то было заметно, что балерина тяжеловата для партнера, а кто-то не точно возвращается в позицию или не держит позу, «соскакивает с ноги». Были, были шероховатости. Но общее впечатление от молодых и не совсем молодых танцоров (принимали участие и некоторые корифеи сцены) осталось хорошее. И все же это не спектакль!

В 2008 году в Казани проходил Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. В память великого танцора, которому исполнилось бы в тот год семьдесят лет, прошли два гала-концерта под названием-девизом «Нуриев навсегда». На эти концерты были приглашены звезды мирового балета из Лондона, Парижа, Берлина, Москвы… Автором идеи и режиссером-постановщиком этих концертов стал Вакиль Усманов, хорео-граф, работающий нынче в Австрии. Он же взялся перенести свою идею на одесскую сцену, пообещав создать на ее основе спектакль.

По сценарию Вакиля Усманова, в основу спектакля должны были входить четыре компонента. Балетные номера, что, естественно, не вызывает сомнений. Видеоинсталляции на трех экранах, что при всей банальности хода вполне уместно. Пианист за роялем на сцене, что вызывает определенные сомнения. И программка с туманным, но опять-таки претенциозным либретто, которому в основном было предназначено не столько разъяснять содержание, сколько создавать иллюзию спектакля.

Судите сами. Пролог: «Балетный мир празднует юбилей великого Рудольфа Нуриева. Всегда рядом с Руди — ангелы-хранители, которые призваны сопровождать его путь на земле… Вот они сбрасывают свои крылья и одевают его танцевальные костюмы, в которых он блистал…». Первая же фраза приводит в недоумение, потому как никакого праздника на сцене нет. Нет кордебалета, нет кружения ярких красок.
Последняя фраза тоже смущает, поскольку красочно оформленная программка на русском и украинском языках — это некая, пусть мини, но литература. А раз литература, то не худо бы придерживаться языковых норм. Ну нельзя сказать: «Одевают его танцевальные костюмы»! «Одеть» можно только кого-то, на себя «надевают». Впрочем, это мелочь…

Читаем дальше. «Первая встреча Рудольфа Нуриева и Марго Фонтейн. Символ их любви — белый шарф». Конец пролога. На прологе сюжетная часть либретто надолго обрывается. Дальше идут просто балетные номера, иногда сопровождаемые комментариями в программке: «Любимый танцевальный номер Нуриева и Фонтейн… Чайковский «Спящая красавица». «Последнее выступление Нуриева… «Сильфида» Левенсхольда». «Дуэт, в котором Нуриев утверждает себя как звезда классического танца... Чайковский «Щелкунчик».

А между этими номерами, без каких-либо комментариев: «Музыка народная. Стамбул. 1920».

И зрителям предъявляется некий персонаж, который в корчах ползает по сцене, а затем, воспрянув духом, пускается в веселый пляс под знакомый до боли одесско-еврейский мотив «Бубличков».

Остается только покачать головой, как это делал Волк из мультфильма «Ну, погоди!», врезавшись башкой в столб. Если даже авторы видели какую-то связь между Нуриевым и этим танцевальным номером, то для зрителей она осталась тайной за семью печатями.

Но возможно, связь эта существует. Тогда необходим был какой-то интересный, необычный ход, оправдывающий появление «Бубличков» в тесном содружестве с музыкой Чайковского. Такой ход найден не был.

Кстати, почему-то Чайковскому вообще в этот раз не повезло. Постановщики позволяют себе то и дело внедряться в его партитуры. И Маша почему-то в па-де-де из «Щелкунчика» переходит вдруг на танец Феи Драже? Ну да ладно — последнее не самое страшное.

Завершает первое отделение большая, массовая сцена из балета «Бахчисарайский фонтан». Она оставляет, пожалуй, одно из лучших впечатлений от концерта. Но сам выбор отрывка из балета Асафьева вызывает недоумение. И вот почему. В либретто сказано, что Нуриев принимал в «Бахчисарайском фонтане» участие еще в юном возрасте, но поскольку в биографии танцора при перечислении его партий об этом нет ни полслова, можно предположить, что участие это было мизерным, следа в творчестве Рудольфа Нуриева не оставило.

Второй довод авторов — ссылка на принадлежность Нуриева к татарскому народу. Но простите, при чем потомки татар Казанского ханства к крымским татарам? Это разные ветви. Мне пришлось год проработать в Казани. Меня удивило, что в основном местные татары не похожи на тех татар, которых я знала по Одессе. Тонкий прямой нос, большие удлиненные голубые глаза… Я была поражена. Были, конечно, и другие типажи, но главное, что сами казанские татары отвергали свою близость к крым-ским. Так что естественнее было бы в знак уважения к татаро-башкирскому происхождению Нуриева вспомнить о прекрасном балете Фарида Яруллина «Шурале». Балете, который шел в Москве и Петербурге в блестящей постановке Якобсона, шел в Казани и ставился в Одессе. Но… подборка концертных номеров — дело хозяйское…

Во втором отделении концертные номера кое-где разбавляются «биографическими» намеками — снова в одном из номеров фигурирует белый шарф Марго.

Ну и, наконец, эпилог из шести номеров. И здесь кое-что хочется процитировать.
«Попытка познать женское тело. Первый сексуальный опыт не принес ему удовлетворения (каков стиль, а?! — Е.К.)». И иллюстрирующий этот облом в жизни Нуриева танцевальный номер: «Поцелуй по Климту». Рахманинов «Прелюдия».

Ну как тут не вспомнить: «Они хочут свою ученость показать». С какого перепуга широкая публика, пришедшая в театр, должна знать, кто такой Климт, и что это за Камасутра такая — «поцелуй по Климту»? Кстати, на картине художника-модерниста Густава Климта «Поцелуй» — дальше цитирую: «Показана грань между духом и материей, физическим возбуждением и душевной тоской… наслаждение мигом вечности». Какое это имеет отношение к неудавшемуся первому сексуальному опыту Нуриева?

Но как же без «клубнички»! Поэтому к номеру «Очарованный странник» Уильямса идет такой пассаж: «В жизни Рудольф был странником, которого очаровывала красота во всех ее проявлениях. Его отношения с Эриком Бруно были неоднозначны». Недаром в одном из номеров Нуриев бросает партнершу и устремляется вослед юноше.

Но хватит о либретто. Превратить концерт в спектакль оно оказалось не в силах, лишь вызвало сумятицу в головах зрителей.

Поскольку, рассматривая компоненты сценария Усманова, мы начали с конца, то следующий компонент, вызвавший недоумение, это пианист за роялем на сцене и не просто на сцене, а на помосте, возвышающем его над прочими участниками действа, то есть танцорами.

Много лет назад я была на выступлении балета Мориса Бежара в Ленинграде. Мне запомнился большой балетный номер «Этюды Черни» (фортепианные этюды увеличивающейся сложности для учащихся музыкальных школ). На сцене был балетный класс, ученики отрабатывали балетные этюды. И что совершенно естественно для балетного класса, у одной из кулис в качестве атрибута оформления этого номера сидел тапер, аккомпанируя танцорам.

Возвышение тапера, или даже пусть пианиста, позиционируемого как гениального, над танцорами, не говоря уже об эстетике видеоряда, это принижение значимости и даже унижение тех, кто призван был в меру своего дарования воплотить в своих выступлениях дух великого Нуриева. А ведь как ни назови то, что показывали зрителям — концерт или спектакль, но посвящен он был именно Нуриеву.

И еще кое-что на эту тему. Я не собираюсь обсуждать здесь ни игру пианиста, ни звучание оркестра (хотя порой хотелось воскликнуть: «Спасите наши уши»!). Я снова о неуважении к исполнителям, к балету. Не успел отзвучать последний аккорд, и Нуриев в сопровождении ангелочка под гениальную музыку Верди (хор из оперы «Набукко») вознестись к горным вершинам, оркестр спешно покинул орке-стровую яму. И когда под дружные аплодисменты зала на сцену вышел дирижер Игорь Чернецкий и по привычке попытался поднять палочкой оркестр, поднимать оказалось некого. Такой недисциплинированности, такого, простите, хамства мне никогда видеть не приходилось.

Теперь о видеоинсталляциях. Видеоматериала, связанного с Рудольфом Нуриевым, у тех, кто оформлял спектакль, явно не хватало. И не всегда этот материал органично сочетался с тем, что происходило на сцене. Если в первом отделении был момент, когда поза танцоров в точности повторила позу Рудольфа и Марго на экране, то во втором отделении на экране Нуриев танцевал одно, а на сцене происходило нечто совсем иное. И еще. Нигде в так называемом либретто ни слова не сказано о Михаиле Барышникове, а между тем среди показанных на экране фотографий был большой совместный снимок Нуриева и Барышникова. Зато к удачам следует отнести фотографию Нуриева в этакой «хулиган-ской» кепочке как иллюстрацию к балету Шостаковича «Барышня и хулиган».

Кстати, балет этот шел на фоне березовой рощи, которая хотя и не парк, но смотрелась лучше, чем какие-то непонятные, похожие на увеличенные клетки хламидии зеленые пятна на экранах. Вообще для большинства номеров автор инсталляций Роман Топилов не нашел адекватного сюжета. То плыли по экранам какие-то пятна, то полосочки. Или того лучше — несколько больших номеров шли на фоне… пустых лож оперного театра. Осталось неясным, как следовало это понимать?
Я было обрадовалась, увидев в сцене из «Бахчисарайского фонтана» на экранах изображение ковров. Но их быстро сменили виды, как вы думаете, чего? Стамбула. Которые в свою очередь сменила ковыльная степь, уместная в фильме Олеся Санина «Мамай», но никакого отношения не имеющая к Бахчисараю. А затем нам показали книжные иллюстрации: три свирепых воина, центральный из которых — явно типичный монголоид.

Ну и последний, но главный по значимости компонент — балетные номера. Я в самом начале отметила, что в целом балетная часть мне понравилась. Понравились молодые танцоры. Хотя я и не нашла среди них будущего Нуриева с его эмоциональностью, томностью, мужской силой и женской изысканностью. Да и сама хореография удовлетворила не во всех номерах — я говорю не о хореографии Петипа, Захарова или Боярского. Из восемнадцати номеров десять идут в хореографии В.Усманова. И далеко не во всех, как мне показалось, эмоциональное наполнение танца соответствует эмоциональному наполнению музыки. Особенно это чувствуется в балетах Чайковского (каким бы изменениям ни подверглась его партитура). Но это мое личное мнение.

Однако вернусь к вопросу: так что преподнес публике Оперный театр — концерт или спектакль? Надеюсь, я убедила вас, что планы театрального руководства на то, что «как вы лодку назовете, так она и поплывет», в данном случае оказались несо-стоятельными. Здесь уместнее вспомнить другую пословицу: «Сколько ни говори «халва», во рту от этого слаще не станет». И этот концерт, со всеми его достоинствами и недостатками, как его ни афишируй, спектаклем тоже не стал.
Елена КОЛТУНОВА.

Независимая газета «Юг»
Одесса новости
14.10.2024

Криптовалюта XMR: плюсы и минусы, которые характеризуют проект

Созданная в 2014 году, цена Монеро проходила через разные виражи. Криптовалюту разработали для того, чтобы позволить пользователям оставаться анонимными и сделать их транзакции более безопасными...

Одесса новости
20.08.2024

Chainlink криптовалюта и что нужно знать инвестору?

Криптовалютный рынок продолжает развиваться, предлагая инвесторам новые и перспективные активы.

Одесса новости
02.05.2024

Александр Кацуба: Поддерживать украинского производителя сейчас – здравый смысл

Приоритетом государственной политики обеспечения Вооруженных сил должна быть максимальная загрузка украинского бизнеса военным заказом. Это позволит развивать экономику и снизить зависимость от наших партнеров. Об этом в интервью заявил предприниматель, эксперт по энергетике Александр Кацуба.

Одесса новости
02.10.2023

Garmin InstincT 2S Standard Edition Poppy: краткий обзор смарт-часов для автолюбителей

Человек, который много времени проводит возле автомобиля — это и профи-сотрудник СТО, и автогонщик, и поклонник длительных поездок через страны и материки...

Одесса новости
29.09.2023

Виски в подарок: как выбрать

Крепкий алкоголь — один из популярных подарков для мужчины. Особенно если речь идет о виски. Можно выбрать бутылку хорошего скотча, дополнить ее бокалами или камнями, которые способны поддерживать температуру напитка. Ниже расскажем, как сделать правильную покупку.

Одесса новости
16.08.2023

Лучшие холодные кошельки для хранения крипты: одно- и мультивалютные хранилища

Популярность цифровых монет продолжает расти, поэтому важно не только отслеживать курс криптовалют на сегодня, но и найти безопасное хранилище для активов.

Одесса новости
27.07.2023

Правила подачи игристых вин

Шампанское всегда ассоциируется с праздником. Чтобы все гости могли полностью оценить высокие вкусовые качества напитка, важно придерживаться правил его подачи на стол и сочетания с закусками. Ничего сложного в культуре подачи игристых вин нет, главное — внимание к деталям. 

Одесса новости
15.06.2023

Goxbet и мобильный телефон

Goxbet - украинское онлайн-казино, которое можно использовать на всех устройствах...

Одесса новости
27.01.2023

С чем носить модный лонгслив сезона 2023

Длинный рукав в сочетании с тонким трикотажем универсален: лонгсливы удобны в любое время года; на шопинге, в путешествии, офисе и фитнес-клубе...

Одесса новости
05.10.2022

Куртки, которые не помешают этой осенью

Погода в 2022 году удивила своей пунктуальностью, но и тепло не теряет надежды еще немного вернуться в сентябре. Так что купить куртку желательно или универсальную, или найти несколько базовых вариантов на разную погоду. Посмотреть актуальные модели можно на сайте intertop.ua.

Одесса новости
29.01.2022

Во что лучше вложиться в курортном городе: квартира или дом

Бизнес по аренде недвижимости в курортных городах — один из самых прибыльных в Украине. В моменты, когда наплыв туристов огромен, люди нарасхват забирают самое разное жилье...

Одесса новости
08.12.2021

Компания Kuanzhai & KUNGFU запускает на Украинском рынке новый табачный продукт

Табачный продукт Системы Нагревания Табака (HNB) от международного бренда KUNGFU появится в Украине 17 декабря 2021 года.

Одесса новости
02.11.2021

Арендовать квартиру в Одессе по букве закона

Съем жилой недвижимости — актуальный вопрос не только для местных жителей, но и для туристов...

Одесса новости
19.10.2021

Все концертные события в одном месте — Афиша Одессы на контрамарке

Что бы ни говорили любители более зеленой травы прошлого, но удобства, которые пришли вместе с развитием цифровых технологий, облегчают жизнь и экономят время любого пользователя Интернета...

Одесса новости
08.10.2021

Держпраці: заробітна плата у «конвертах» — це майбутнє без гарантій і впевненості

Виплата заробітної плати у «конвертах» – тягар сучасності, що спричинює численні проблеми як для країни, так і для кожного з її громадян, це майбутнє без гарантій і впевненості.

Одесса новости

26.02.2025
Украинки с оружием, или одесский музей знакомит с историями женщин-военных (фото) (Думская.net)

26.02.2025
Удачная атака: Силы обороны поразили крымские аэродромы и нефтеперерабатывающий завод в Туапсе (Думская.net)

26.02.2025
На одесской автостанции заработал сервис перевода с языка жестов (Рупор Одессы)

26.02.2025
Оркестр Одеської національної опери вирушає на гастролі в Японію (Вiкна-Одеса)

26.02.2025
Начали с обвинений, но договорились совместно бороться с коррупцией: одесский педуниверситет пикетировали студенты (Думская.net)

26.02.2025
Присвоил почти 3,4 млн грн: полицейские объявили в розыск руководителя одесского благотворительного фонда (Рупор Одессы)

26.02.2025
Водители Одесчины в лидерах по неоплаченным штрафам: многие даже не знают о долгах (Думская.net)

26.02.2025
На одеській автостанції запрацював сервіс перекладу жестовою мовою (Вiкна-Одеса)

26.02.2025
В Одесі керівника благодійного фонду підозрюють у привласненні декількох мільйонів пожертв (Вiкна-Одеса)

26.02.2025
В Одессе и области потребление электроэнергии снижается, но отключения продолжаются (Рупор Одессы)

26.02.2025
Собирал на амуницию, а тратил на себя: в Одесской области глава благотворительного фонда присвоил миллионы гривен (Думская.net)

26.02.2025
На Одесчине из-за окурка горел дом: пострадал хозяин (Рупор Одессы)

26.02.2025
Одесские школы ждет резкое сокращение количества старших классов: учительских ставок станет меньше, но педагогов увольнять не будут (Думская.net)

26.02.2025
Двое жителей Одесской области помогали мужчинам пересечь границу (Рупор Одессы)

26.02.2025
Жаловался на преследование и принимал решения в момент отсутствия: в Одессе хотят уволить судью Приморского суда (Думская.net)

26.02.2025
Тело ребенка в морозильной камере: новые подробности расследования (Рупор Одессы)

26.02.2025
В Измаильском районе уже 8 человек заболели корью (Рупор Одессы)

26.02.2025
В Измаильском районе уже 8 человек заболели корью (Рупор Одессы)

26.02.2025
Пожары на свалке под Одессой: из-за загрязнения воздуха судят чиновника (Думская.net)

25.02.2025
Ошибка Андерсена и отзвуки «Звездных войн»: одесский учитель физики представил новую книгу (фото) (Думская.net)

25.02.2025
Тело ребенка в морозильной камере: омбудсмен рассказал подробности трагедии в Одессе и обвинил соцслужбы (Думская.net)

25.02.2025
В Одесской области ликвидировали два канала переправки мужчин за границу (Рупор Одессы)

25.02.2025
Стрелял якобы из-за детской порнографии: одесский суд снисходительно отнесся к уголовнику, напавшему на "коллегу" из Беларуси (Думская.net)

25.02.2025
На Одесчине работала подпольная фабрика по производству сигарет (Рупор Одессы)

25.02.2025
Одесса станет центром инвестиций: как купить жилье сейчас и заработать в будущем? (на правах рекламы) (Думская.net)

25.02.2025
СБУ задержала одесситку, которая готовила теракты в городе (Рупор Одессы)

25.02.2025
В Одессе избили начальника городского управления рекламы: он не отрицает, причины неизвестны (Думская.net)

25.02.2025
Пожар в Аркадии: горит трансформаторная подстанция в жилкомплексе, микрорайон обесточен (видео) (Думская.net)

25.02.2025
В Одессе избили начальника управления рекламы горсовета (Рупор Одессы)

25.02.2025
Поджигала объекты "Укрзалізниці" и готовила тайники со взрывчаткой: в Одессе задержали российского агента (Думская.net)

25.02.2025
В Одессе горел склад с краской (Рупор Одессы)

25.02.2025
Место отдыха или хранения: почему зимой одесские пляжи превращаются в склады и насколько это законно (Думская.net)

25.02.2025
Ночные морозы и постепенное потепление: каким будет конец февраля в Одессе (Думская.net)

24.02.2025
Старик Тедди и куклы-волонтеры: как одесские коллекционеры пережили три года войны (Думская.net)

24.02.2025
Рожденные на победу, а не на беду: одесский фотограф показал портреты защитников Украины (фото) (Думская.net)

24.02.2025
В Одессе тушили пожар в многоэтажке (Рупор Одессы)

24.02.2025
Одесситов приглашают на «Квартирник у Олега Филимонова» (на правах рекламы) (Думская.net)

24.02.2025
Его война: украинский офицер об ужасах отступления 2022-го, звериных условиях окопов и надежде на будущее (Думская.net)

24.02.2025
В Одессе была драка со стрельбой (Рупор Одессы)

24.02.2025
Стрелял, потом бил битой: конфликт в Одессе закончился госпитализацией (Думская.net)

24.02.2025
В годовщину полномасштабного вторжения в Одессе почтили память погибших (Рупор Одессы)

24.02.2025
На лимане в Белгороде-Днестровском парень провалился под лед (Рупор Одессы)

24.02.2025
Сопровождал войска рф в Киев: бывшему депутату Одесского горсовета Игорю Димитриеву сообщили о подозрении в госизмене (Думская.net)

24.02.2025
Вечером защитники неба сбили 17 шахедов над Одессой и областью (Рупор Одессы)

24.02.2025
Три лютых года: годовщина вторжения не в календаре, а в сердцах (колонка редактора) (Думская.net)

24.02.2025
На Одесчине горел жилой дом: на месте нашли тело мужчины (Рупор Одессы)

24.02.2025
Россияне ударили шахедами по пригороду Одессы (Рупор Одессы)

24.02.2025
Враг ночью атаковал Одесскую область: повреждена припортовая инфраструктура (Думская.net)

24.02.2025
«Раны Одессы» обязательно залечим: к годовщине полномасштабного вторжения открылась выставка рисунков (фото) (Думская.net)

24.02.2025
«Как же хочется жить!» Украинский летчик — о постоянном страхе, как заблудился на задании и эйфории от победы (Думская.net)

23.02.2025
Выборы в Германии: каким будет новый Бундестаг и что ждет Украину? (Думская.net)

23.02.2025
Готов уйти, не признает долг и хвастается оружием: главное и неявное в пресс-конференции Зеленского (Думская.net)

23.02.2025
Убытки почти 11 млрд грн: из-за российских атак в водоем под Одессой вытекло 125 тонн масла (Думская.net)

23.02.2025
Более 80% жителей Одесской области страдают депрессией: результаты исследования (Думская.net)

23.02.2025
ПВО сбила над Одесской областью 12 российских дронов (Рупор Одессы)

23.02.2025
На Одесчине в следствие дроновой атаки пострадали 3 человека (Рупор Одессы)

23.02.2025
Трое пострадавших и сгоревший дом: последствия вечерней атаки на Одесскую область (Думская.net)

22.02.2025
Враг атаковал Одесскую область: поврежден энергообъект (видео) (Думская.net)

22.02.2025
Скоростной катер и автомобиль: Гончаренко-центр передал спецсредства спасателям и военным морякам (фото) (Думская.net)

22.02.2025
39 часов онлайн во время блэкаута: как Одесса оставалась с интернетом? (новости компаний) (Думская.net)

Дальше новости