Умер одесский исследователь Холокоста Леонид Дусман
Умер Леонид Моисеевич Дусман — бывший узник гетто, неутомимый исследователь истории Холокоста, вернувший из небытия тысячи имен жертв нацизма. Умер Одессит — плоть от плоти, кровь от крови любимого им города.
Человек, не терпящий пустоты, он заполнял не только пространство, в котором находился. Это мог быть школьный класс, в котором говорил детям о том, о чем забывать нельзя. Или площадка у очередной скромной стелы, установленной его трудами на месте, где людей расстреливали или сжигали живьем, у серых камней — единственной на этой земле зримой, материализованной памяти о тех, кто были убиты. Или наш редакционный кабинет…
Он заполнял не только газетные полосы — своими материалами, очерками, каждый раз новыми фактами, цифрами. Он заполнял самую страшную пустоту — лакуны беспамятства. Восстанавливал часть истории, которая была забыта — намеренно, неслучайно. И пустота отступала, и вновь оживали отнятые у нее Имена и Судьбы. Потому что у каждого человека должно быть имя. Потому что в продолжении памяти — продолжение жизни. Потому что он просто не мог иначе — живой, энергичный, неутомимый человек, чья личная история — неотъемлемая часть истории его народа и его города.
Завтра мы будем прощаться с Леонидом Дусманом — во дворе дома на Большой Арнаутской, построенного еще его дедом. Отсюда ушел на войну его отец. Отсюда ушел, чтобы никогда не вернуться, его старший брат — 17-летний юноша (его душа улетела в небо из невыносимого жирного дыма и смрада Пороховых складов, где были сожжены свыше 25-ти тысяч человек). Отсюда начался страшный путь длиною в годы для самого Леонида Дусмана — тогда 11-летнего мальчика и — его Мамы.
«Романтическая любовь и верность моих родителей друг другу — это гимн чести, достоинства, верности человека человеку. Для меня это была вера, религия, которая меня хранила, — так вспоминал Леонид Моисеевич десятилетия спустя. — Обручальное кольцо с выгравированным именем отцы и датой свадьбы мать носила все время с собой, если не на пальце, то при себе, прошла множество самых тщательных обысков и сохранила. Мама считала, если она потеряет или продаст кольцо, то отец и мы погибнем. Кольцо стало нашим талисманом. Денежный аттестат отца — военврача ІІ ранга был зашит в моей курточке в бортовом прикладе на груди. Я носил на себе смертный приговор: если бы обнаружили, меня и маму расстреляли бы немедленно как семью офицера-еврея. Позднее аттестат оказался единственным документом о моем отце, погибшем при обороне Севастополя. Мамино кольцо не помогло»...
Тюрьма, гетто на Слободке, потом — станция Одесса-Сортировочная, Березовка, пеший этап до Доманевки — трое суток по морозу, когда выбор был страшен и прост — «или идешь, или умрешь». Потом — лагерь… Я много раз слушала Леонида Моисеевича. Несколько раз перечитывала его воспоминания «Как мы боролись и выживали». Они невелики по объему, но, признаюсь, никогда не могла прочесть их «с первого раза», без передышки, без комка в горле — так спрессовано в них то, о чем и читать-то страшно, и я не знаю, не могу себе представить, как это можно было пережить. Пережить — не растеряв умения любить и верить, и надеяться, и — Жить.
Нередко бывает так, что люди не хотят вспоминать о прошлом, отталкиваются от пережитого ужаса, страданий, грязи и крови. Леонид Дусман не боялся вспоминать. И не давал забывать другим. Не давал забывать об ужасе, страданиях, грязи, крови, об убийцах, подонках, насильниках, о тех, кто сломался и кого сломали. И — о человеческом достоинстве на краю расстрельной ямы, о гордости и духе обреченных, об умении сохранить себя (человека!) в условиях, в которых, казалось бы, ничто человеческое сохранить уже невозможно. «А мэнч дафн зан», — часто повторяла старую еврейскую пословицу его Мама. «Нужно быть человеком», — вот что значат эти слова.
Он прожил большую жизнь, в которой были работа, семья, друзья, обычные горести и радости хорошего человека, то, что наполняет смыслом, содержанием, нужностью каждый прожитый день. А еще в ней было прошлое — то, которому он не давал умирать — когда добивался в закрытых тогда еще архивах нужных ему бумаг («еврейский вопрос» в советские времена предпочитали не афишировать, куда проще было все забыть либо спрятать под грифом «секретно»); когда составлял перечни фамилий одесситов-евреев, уничтоженных немцами и румынами в годы Великой Отечественной войны (всего в списке Дусмана их — порядка 10 тысяч!); когда устанавливал (в начале 1990-х — вместе с Борисом Гидалевичем, а после — уже сам) памятники на местах массовых казней…
Свою книгу «Помни! Не повтори!» Леонид Дусман завершил так: «Мы, живые и мертвые, один народ… Кто забудет мертвых, свое прошлое, тому суждено его повторить! Да будут стоять скромные обелиски…» Они стоят, эти обелиски — здесь, на этой земле. А там, за краем этой земли, пусть встретят его те, кого он любил и помнил. Пусть там, на вечных дорогах, он продолжит свой путь — рука об руку с теми, чьи Имена и Судьбы отнял у пустоты.
Светлая память.
Елена Свенцицкая и весь коллектив ТИА «Вікна-Одеса».
Сьогодні, у День Збройних Сил України, на Алеї героїв в одеському парку ім. Т.Г. Шевченка з’явилися інформаційні стенди з іменами ще 53 полеглих захисників і захисниць України.
Сьогодні вранці російські терористи атакували ударними безпілотними літальними апаратами місто Чорноморськ (Одеська область). Під ударом опинився місцевий ринок.
Депутати Одеської міської ради на сьогоднішній сесії проголосували за встановлення партнерських відносин між містами Одеса (Україна) та Нова Одеса (Nova Odessa, Федеративна Республіка Бразилія).
За минулий тиждень у міських медзакладах Одеси народилися 136 немовлят (72 хлопчики і 64 дівчинки), що на 40 дітей більше, ніж попереднього тижня. Серед них – дві пари близнюків.
У місті Білгород-Дністровський, де напередодні, 23 червня, російські терористи балістикою зруйнували місцевий ліцей, завершились пошуково-рятувальні роботи на місці ворожої атаки.
У місті Білгород-Дністровський (Одеська область), в якому російські терористи сьогодні зруйнували балістикою місцевий ліцей, триває ліквідація пожежі на місці влучання та аварійно-рятувальні роботи.
Сьогодні російські терористи атакували балістикою місто Білгород-Дністровський (Одеська область). Ворог поцілив у місцеву школу, повідомив голова обласної військової адміністрації Олег Кіпер.
За доказовою базою Служби безпеки України 15 років тюрми з конфіскацією майна отримав ще один агент ФСБ, який шпигував в Одесі та Житомирі. Про це повідомила сьогодні СБУ.
Минулої ночі на Одещині декілька годин тривала повітряна тривога – через ворожі ударні безпілотні літальні апарати. Дрони спершу скупчились в групу в Чорному морі.
Ввечері 21 квітня Одеса зазнала масованого удару ворожими безпілотниками по густонаселеному району міста. Внаслідок атаки російських терористів поранення різного ступеня тяжкості отримали троє місцевих жителів.
Учасника зимових Ігор нескорених-2025, ветерана російсько-української війни Євгена Кауса нагороджено Почесним знаком «Подяка». Нагороду сьогодні вручив мер Одеси Геннадій Труханов.
В Одесі на автостанції «Старосінна» запрацював сервіс перекладу жестовою мовою. Тепер люди з порушенням слуху можуть безперешкодно спілкуватися з касирами та працівниками автостанції.