Обратимся, наконец, непосредственно к закону, призванному обеспечить поддержку национальной кинематографии в ее попытках возродиться на руинах некогда признанного на мировом уровне украинского кино.
В «Юге» за 20 марта мы начали публиковать размышления обозревателя нашей газеты члена Национального союза кинематографистов Украины Елены Марценюк о судьбе отечественного кино и недавно принятом законе №1909-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О кинемато-графии» и другие законы Украины по поддержке производства национальных фильмов». Сегодня — окончание публикации.
Обратимся, наконец, непосредственно к закону, призванному обеспечить поддержку национальной кинематографии в ее попытках возродиться на руинах некогда признанного на мировом уровне украинского кино.
Главными в нем, конечно же, являются конкретные финансовые вливания в кинематографическую отрасль, впервые на государственном уровне организуемые в независимой Украине. Законом предусмотрено, в частности, что сумма расходов на финансирование кинематографии должна выделяться отдельной строкой в государственном и местных бюджетах, а также вноситься в перечень защищенных статей расходов общего и специального фондов этих бюджетов. Напомню, что изначально, да и по сей день наше кино продолжает финансироваться Министерством культуры и туризма Украины по остаточному принципу после основных расходов на развитие всех опекаемых им культурных направлений.
Кино — дело дорогое, хоть и хорошо окупаемое при нормально развитой системе проката фильмов. Достаточно вспомнить, что колоссальные социальные гарантии, предоставлявшиеся советской властью гражданам СССР, финансировались в большей части за счет огромных сборов советского кинемато-графа. Да еще и на производство новых фильмов хватало! Откуда же реально возьмутся деньги на кино в Украине, доведенной в буквальном смысле до нищенства?
Кроме бюджетных и меценатских средств, направляемых на развитие нашего кино, в стране в скором времени должен быть введен также специальный сбор в размере полутора процентов от стоимости услуг Интернета и кабельного телевидения и пяти процентов от цены входных билетов в кинотеатры. Все суммы, аккумулированные на специальном счете финансовой поддержки национальной кинематографии, который, в соответствии с законом, будет открыт Кабинетом министров, должны стать источником средств для финансирования производства украинских фильмов на каждый текущий год и программы развития отечественного кинематографа.
Для контроля и управления этим счетом будет создан совет, в состав которого на паритетной основе должны входить представители государства (назначаемые Кабмином) и Национального союза кинематографистов Украины (делегируемые в соответствии с уставом союза). Права совета — организовать экспертные комиссии с включением в их состав творческих работников, продюсеров, дистрибьютеров и прокатчиков фильмов, которые могут не быть членами совета, принимать решения о финансировании производства, распространении и демонстрации национальных фильмов в кино-, видеосети и на каналах телевидения.
Размер суммы, выделенной на производство одного фильма, как предписывает новый закон, не может превышать пятидесяти процентов стоимости его сметы. Стопроцентное финансирование создания фильма допускается в исключительных случаях, с учетом художественной и идеологической значимости будущего кинопроизведения. Закон гарантирует, что государство будет полностью финансировать производство документальных, дет-ских и анимационных фильмов.
Прибыль, полученная от выполнения работ и оказания услуг по производству национальных фильмов, не облагается налогом. А субъекты кинематографии, реализующие кинопродукцию, отныне не будут платить НДС. Кинооборудование и киноматериалы, ввозимые на территорию Украины и вывозимые с ее территории, освобождаются от таможенной пошлины и от платы за таможенное оформление.
Для спонсоров и меценатов кинематографа стоимость средств, вложенных в помощь производству и распространение национальных фильмов, включается в состав валовых затрат.
В законе, к сожалению, ничего конкретно не сказано об имущественных и земельных правах оставшихся украинских киностудий, однако субъекты кинематографии (вне зависимости от формы собственности) освобождаются от арендной платы за землю.
Ну и последнее немаловажное нововведение: законом впервые вводится понятие «национальный фильм». Это кинопроизведение должно соответствовать следующим критериям: как минимум, один из продюсеров либо производителей фильма должен быть гражданином Украины либо юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке на территории Украины, в составе авторов фильма может быть не более пятидесяти процентов лиц, не имеющих украинского гражданства, а в состав исполнителей входить не более пятидесяти процентов не граждан нашего государства. Априори считается, что фильмопроизводство должно осуществляться на государственном украинском языке.
Перечисленные изменения в Законе Украины «О кинемато-графии» вступят в силу с января 2011 года.
Не знаю, как у вас, а у меня в связи с принятием нового закона, несмотря на явное «потепление» отношения родного государства к отечественному кино, осталось немало вопросов.
Казалось бы, худо-бедно финансовый ручеек должен наконец начать орошать засохшее древо национальной украинской кинематографии. Но реанимация подобного умерщвленного «древа», если уж продолжать сравнение, не может ограничиться одним орошением. Нужна культивация почвы (в кино — это возрождение и модернизация разграбленных украинских кинобаз), соответствующие прививки (привлечение мирового организационного и творческого опыта), труд профессиональных садовников (популярных и дорогих — и не только отечественных — «звезд» кинематографии, способных привлечь зрительскую аудиторию к национальному кино Украины), наконец, мероприятия по улучшению плодоношения (наиболее возможный широкий прокат фильмов). И во всем этом запланированные (кап-кап-кап!) вливания вряд ли могут быстро и действенно исправить положение. Не случится ли так, что закон, призванный спасти национальную кинематографию от полного уничтожения, как это часто бывает в нашем государстве, будет «работать» на бумаге, а киношники в очередной раз останутся с носом?
Этот вопрос я и задала первому секретарю Национального союза кинематографистов Украины Сергею Трымбачу.
— Нас это тоже волнует, — признался Сергей Васильевич. — Мало того, что разработчики закона проигнорировали некоторые актуальные практические предложения кинематографистов, никто не гарантирует, что даже принятые положительные нововведения не будут постепенно нивелированы подзаконными актами в связи с экономическим кризисом, переживаемым страной. Вот почему расслабляться мы не собираемся.
— Известно, что в основу принятых изменений в Законе Украины «О кинематографии» легли предложения народного депутата Нестора Шуфрича, никакого отношения к кино не имеющего. Более того, Нестора Ивановича изначально отечественный кинематограф больше интересовал с точки зрения земельно-правовых отношений и национальной «чистоты» профессиональных кадров, а не как вид искусства. И это после всех тщательно разработанных проектов подобного закона, предложенных властям профессиональными кинематографистами?!
— Для нас законопроект нардепа Шуфрича, вынесенный на рассмотрение Верховной Рады в апреле 2009 года, действительно оказался неожиданным. Но мы пошли к нему с дополнениями и приняли активное участие в доработке большинства статей. Так что итоговый результат — это наше совместное творчество. Нельзя сказать, что изменения в Законе о «О кинематографии» приняты без учета мнения Национального союза кинематографистов Украины. — Воспользовались ли вы опытом постсоциалистических стран, сумевших возродить свои кинематографии после периода застоя и малокартинья девяностых годов?
— Нас вдохновил опыт Польши. Там тоже государство гарантирует каждому фильму определенное финансирование кинопроизводства. Остальные средства поступают за счет продюсерских инвестиций.
— Насколько мне известно, в Польше действует строгий закон: любой кинотеатр, любое частное телевидение должно иметь в своих программах не менее пятидесяти процентов отечественного культурного продукта. Но при этом каждый прокатчик платит разный налог: с польского фильма небольшой, с европейского чуть выше и очень большой — c американского. Вот почему польские прокатчики заинтересованы показывать как можно больше отечественных фильмов. Почему бы такое положение не ввести и у нас?
— Всему свое время. Дайте хотя бы создать «отечественный культурный продукт» в нужном количестве, чтобы наполнить им экраны Украины. Вы знаете, какое сопротивление было оказано депутатами Верховной Рады, лоббирующими интересы различных телеканалов, не подпадающих под действие Закона «О кинематографии»? Мы предлагали принять в одном пакете все нововведения по поддержке нашего кино вкупе с законопроектом о сборах в фонд развития национальной кинематографии. Не дали. Еще предстоит борьба за эти сборы, действующие практически во всех цивилизованных странах, где есть развитые кинематографии.
Но даже после того как изменения в Законе «О кинемато-графии» были приняты Верховной Радой и переданы президенту Януковичу на подпись, нашлись деятели из его окружения, в основном из Министерства финансов, которые «подсчитали», что реализация этих изменений на практике нанесет государственному бюджету Украины урон в четырнадцать миллиардов гривень. Откуда взялась эта космическая сумма, даже представить невозможно. Но она фигурировала. И на президента оказывалось давление с целью подтолкнуть его к ветированию закона.
Так что зарубежный опыт не всегда полезен в наших условиях. Я не говорю о российской кинематографии, где государство создало режим наибольшего благоприятствования кино как искусству: на постановку фильмов в этом году там выделено три с половиной миллиарда, общественный совет по кинематографии возглавляет премьер-министр Путин… Но даже внедрить успешные более скромные наработки кино таких стран, как Польша, Румыния, Чехия, в Украине сегодня проблематично.
Кстати, на днях я встречался с министром культуры Республики Польша Вальдемаром Домбровским, который высказал такую мысль: «Если государства европейских стран не будут поддерживать свой кинематограф, он погибнет». Имеется в виду не только кризисная экономическая ситуация в этих странах, но и колоссальная экспансия американского кино, с которой можно бороться только на государственном уровне путем реальной финансовой поддержки отечественной кинематографии.
— Что вы скажете об отмене арендной платы за землю с субъектов кинематографии?
— А что я должен сказать? Это просто подарок киностудиям от государства. — Но возьмем, к примеру, многострадальную Одесскую киностудию. Пять лет там хозяйничают «прихватизаторы», взявшие в аренду на сорок девять лет великолепный земельный участок студии и приведшие предприятие к полному банкротству. Так что, они теперь еще получат финансовую фору в виде отмены арендной платы?
— Не забывайте, что на рассмотрении Верховной Рады находится проект постановления о запрете перепрофилирования киностудий. Одесская киностудия и Национальная киностудия имени Довженко объявляются государственным культурным достоянием и подлежат включению в перечень учреждений, не подлежащих приватизации и пользующихся законодательно определенными льготами. Кстати, особняк Сан-Донато на территории Одесской киностудии, внесенный Фондом госимущества Украины в уставный фонд ЗАО, должен быть возвращен в собственность Союза кинематографистов. Другое дело, что сегодня надо окончательно определиться: останется ли Одесская киностудия собственно фильмопроизводящим предприятием или будет существовать как международная кинобаза для предоставления производственных услуг — есть и такие предложения. Но в любом случае она будет заниматься кино.
— Меня смущает также определение «национальный фильм», вводящее ограничения на участие в украинском кинопроизводстве граждан других стран и национальностей. Знаю, что его ввел пан Шуфрич, и никак не могу согласиться, что качество и содержание итогового кинопродукта напрямую зависит от паспорта кинематографиста, который он носит в кармане. Не кажется ли вам, что эта статья закона принята на националистической волне и ничего общего с законами искусства не имеет?
— А как иначе гарантировать рабочие места отечественным кинематографистам, особенно молодым? Ведь запрета на участие в работе над украинскими фильмами граждан иностранных государств нет, и дубляж на любые языки не воспрещен, просто закон определяет меру, в соответствии с которой кинопроизведение можно считать достойным финансирования из государственных средств.
При возрождении кино всегда запускается много фильмов — это подтверждено историей. Особенно много дебютов. И каждый раз оказывается, что безъязыкое молодое поколение кинематографистов, которому, казалось, не о чем рассказать кинозрителю, очень даже хорошо умеет говорить. Это всегда новые темы, новый киноязык и новые имена. И вот ради них, украинских ребят, которые сегодня все еще никому не нужны, вводится понятие национального фильма. Они будут обеспечены работой, если будет «работать» новый закон. — Но выходит, что украинским киношникам придется набраться терпения до января будущего года…
Созданная в 2014 году, цена Монеро проходила через разные виражи. Криптовалюту разработали для того, чтобы позволить пользователям оставаться анонимными и сделать их транзакции более безопасными...
Приоритетом государственной политики обеспечения Вооруженных сил должна быть максимальная загрузка украинского бизнеса военным заказом. Это позволит развивать экономику и снизить зависимость от наших партнеров. Об этом в интервью заявил предприниматель, эксперт по энергетике Александр Кацуба.
Человек, который много времени проводит возле автомобиля — это и профи-сотрудник СТО, и автогонщик, и поклонник длительных поездок через страны и материки...
Крепкий алкоголь — один из популярных подарков для мужчины. Особенно если речь идет о виски. Можно выбрать бутылку хорошего скотча, дополнить ее бокалами или камнями, которые способны поддерживать температуру напитка. Ниже расскажем, как сделать правильную покупку.
Популярность цифровых монет продолжает расти, поэтому важно не только отслеживать курс криптовалют на сегодня, но и найти безопасное хранилище для активов.
Шампанское всегда ассоциируется с праздником. Чтобы все гости могли полностью оценить высокие вкусовые качества напитка, важно придерживаться правил его подачи на стол и сочетания с закусками. Ничего сложного в культуре подачи игристых вин нет, главное — внимание к деталям.
Погода в 2022 году удивила своей пунктуальностью, но и тепло не теряет надежды еще немного вернуться в сентябре. Так что купить куртку желательно или универсальную, или найти несколько базовых вариантов на разную погоду. Посмотреть актуальные модели можно на сайте intertop.ua.
Бизнес по аренде недвижимости в курортных городах — один из самых прибыльных в Украине. В моменты, когда наплыв туристов огромен, люди нарасхват забирают самое разное жилье...
Что бы ни говорили любители более зеленой травы прошлого, но удобства, которые пришли вместе с развитием цифровых технологий, облегчают жизнь и экономят время любого пользователя Интернета...
Виплата заробітної плати у «конвертах» – тягар сучасності, що спричинює численні проблеми як для країни, так і для кожного з її громадян, це майбутнє без гарантій і впевненості.