Сессия Затокского поселкового совета согласилась на разработку проектов градостроительной документации – детальных планов территории размещения земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек, гаражного строительства непосредственно на уникальном пляже...
Местные жители оскорблены беззаконием: они не смогли принять участия в общественных слушаниях по данному вопросу – их вообще не пригласили, да и сама сессия проходила в ночное время с участием лишь части депутатов. А председатель поселкового совета господин Звягинцев даже и не знал об этом. Поэтому возмущенные и оскорбленные жители поселка решили начать протесты. И даже перекрывали дорогу на Белгород-Днестровский и Монаши.
Я побывал на месте событий, поскольку более 50 лет веду мониторинг за состоянием песчаной пересыпи Днестровского лимана, на которой расположилась живописная Затока. Как профессионального географа, исследователя морских берегов, меня интересовал совсем небольшой вопрос: сколь масштабными являются планы по застройке пляжа, вписываются ли они в природную систему морского берега и как эти планы повлияют на состояние всей территории Затоки. Наиболее типичный пример: по плану нарезке под застройку подлежит территория у базы отдыха «Жемчужина», по бульвару Золотой Берег до моря и улицы Лазурной, в районе Янтарной Грозди до Днестровского лимана, вдоль береговой линии дачных кооперативов «Комунстрой», «Лагуна», «Комунстрой-1», «Перлына», баз отдыха Лиманского района. Кроме того, предлагается искусственно досыпать периодически появляющийся естественный островок в Днестровском лимане и затем его тоже застроить. И это, несмотря на то, что этот кусочек естественной суши облюбовали птицы, в том числе — и красно книжных видов. В таком же духе планируется застроить и другие участки Днестровской пересыпи на всей площади и «под одну гребенку». Общая территория, предлагаемая под застройку, имеет площадь порядка 50 гектаров весьма зыбкой береговой «тверди», какой является пляж и прилегающие участки.
История многократно повторяется с возмутительной настойчивостью со стороны поселковой власти. Я много раз писал в СМИ о нерациональном природопользовании на территории песчаных берегов между устьем реки Барабой и Курортным, в пределах Терновской террасы, Днестровской и Будакской пересыпей. В первую очередь это касается застройки. Сложилось стойкое впечатление о сознательном уничтожении уникальной затокской природной системы. Такое впечатление, что местные депутаты и связанные с ними проектировщики вообще не имеют представления о природе этих береговых объектов, что они поставили своей целью уничтожить Затоку как рекреационный объект. Все к этому ведет.
Как? Да хотя бы путем изъятия берегового песка на нужды строительства, и не только в Затоке. Динамичный пляж сильно размывается, так как выполняет роль естественной системы защиты от штормов. Особенно страдает береговой дюнный вал. Внутри его залегает наиболее очищенный и отсортированный песок, как нельзя лучше подходящий для строительства. Зачем же его возить откуда-то? Вот как кучугурный вал выглядел в 70-хгодах прошлого века на многих участках берега, в частности, на пляже в районе Каролино-Бугаза (фото 1). Здесь во время шторма небольшая часть вала размывается волнами, и этим компенсирует штормовые размывы на пляже. Во время между отдельными штормами вал восстанавливается быстро, в течение 3-4 месяцев.
Фото 1
Но вот полюбуйтесь, как на месте бугристых кучугуров воцаряется очередная «хатынка» (фото 2). А вдали виден еще один кучугурный вал, который уже очень скоро будет уничтожен по мере наступления строек на морской берег. Вот тогда будет нечем компенсировать штормовой размыв. Пляж окажется беззащитным. И уж потом в зубы штормовому дракону попадут и сами «хатынки», базы отдыха и пансионаты. Именно так произошло в районе баз отдыха «Бриз» и «Волна» (фото 3). Электрические столбы оказались в воде, а шторм разрушил ограждения и хозяйственные постройки. Как видим, угроза приходит и к домикам.
Фото 2
Фото 3
В середине минувшего октября пляжи в районе между базой отдыха Чайка и Цареградским проливом имели максимальную ширину до 50-55 метров. Но минимальные значения ширины — всего не более 10-15 м, чего здесь практически никогда не было. Важно обратить внимание, что пляжевая полоса от шторма к шторму сильно меняется. И не всегда дело только в ширине пляжа. Не менее важна толщина песчаного пляжевого слоя. Сегодня они снизилась ниже минимума вдоль 60% длины Днестровской пересыпи, опять же, под влиянием регулярного использования песка для строительства. Сократившаяся толщина наносов в целом измеряется в первых дециметрах. В то же время устойчивыми и надежными считаются пляжи, толщина слоя которых в наших условиях превышает полтора метра. Эта тенденция непрерывно продолжается. Так, в полосе между железной дорóгой и морем в течение минувших 30 лет использованная по различной необходимости масса песка составила слой, равный в среднем около 2 м. Поэтому под влиянием общего понижения поверхности пересыпи и сознательного разрушения защитной гряды кучугуров на территорию Затоки вторгается соленая морская вода, заливает территорию садов, огородов, виноградников, цветников (фото 4). Почва подвергается засолению, а угодья гибнут. Уже не говоря о подтоплении домов и других строений. Несколько лет назад на многих участках глубина вторгшейся морской воды превысила 1 метр, как например на базе отдыха «Робинзон» (фото 5).
Фото 4
Фото 5
Надо учитывать, что впереди зима и период штормов, которые всегда активно «подъедают» пляжи, могут затопись значительную площадь поселка и его рекреационную зону. Значит, надо ожидать естественного усиления размыва пляжей в результате обострения дефицита пляжевых наносов. А неблагоприятная ситуация подготовлена как раз нерациональной застройкой и массовым вывозом песка с пересыпи. Однако, и в дальнейшем в детальных планах застройки территории предусмотрено уничтожение этих дюн, т.е. запланирован подрыв устойчивости пляжей там, где это еще возможно. Проектировщикам одного пляжа мало, им надо еще уничтожить механизм естественного восстановления пляжей и снижение их размеров.
Вот и получается, что в течение периода с сильными штормами в холодное время года деструктивные процессы могут усилиться еще больше. К искусственному ущербу присоединится еще и естественное колебание. Ранее, 20-30 лет назад естественные нарушения компенсировались самой природой. Но сегодня природа берега подорвана искусственно, а потому в общем уже не может восстановить себя до нормы естественным образом. Искусственный подрыв устойчивости усиливает естественные негативные последствия, которые не дают возможности природе включить процессы самовосстановления.
Ко всему прочему, поселковые депутаты нарушили общеизвестный государственный закон. По Закону, в поселках, находящихся в прибрежной зоне, застройка должна вестись не ближе 100 метров от уреза моря. Это там, где нет активной динамики берега. В Затоке же пляжи могут нарастать на 90-100 м, а могут размываться на столько же в течение многолетнего периода. Поэтому, если же пляж динамично меняется, надо добавить еще минимум 100 метров полосы отчуждения. Необходимость этой прибавки как раз и есть отличие песчаного берега у пересыпей лиманов по сравнению со скальным каменным берегом. Вот тогда останется пространство, которое позволяет свести влияние застройки к минимуму, хотя далеко не всегда получается положительный результат? Знали ли об этом авторы плана застройки? Если они взяли на себя ответственность за природные риски, то должны сполна расплачиваться за свою работу, за то, что допустили дальнейшее уничтожение уникальной природной системы.
Штормы с легкостью уносят песок, полностью оголяя прибрежную зону. Да и постройки для штормов не преграда. То есть поселковый совет, разрешая строительство, по сути, дал добро на то, что все возведенное людьми, в то или иное время будет разрушаться штормами. Застройщики становятся заложниками проигрышной ситуации. Десятки лет назад, в течение уже не меньше полувека, случалось, что шторм размывал фундамент строящегося дома или разрушал уже возведенное строение. Эти события описаны во многих СМИ, в том числе и в нашей газете. Однако, ни депутаты, ни градостроители не знают об этом, поскольку имеют соответствующей квалификации. А составляют и одобряют проекты без надлежащего природного обоснования, без учета особенностей природного строения береговой зоны моря.
Ряд экологов предлагает дома в Затоке возводить на сваях, как в плавнях Днепра или Днестра. Но плавни малоподвижны. Если же строить дом на железных или бетонных сваях на пляже, песок выполнит роль абразива (пескоструйного автомата), и с легкостью перепилит сваи за 2-3 сезона. Бетон может продержаться чуточку дольше. Потом обломки свай, арматуры останутся на пляже или окажутся в воде у берега, создавая опасность для здоровья и жизни людей, а также ухудшая качество пляжа как важного объекта рекреационной деятельности. Одесские берега уже имеют подобный опыт, который не принес ничего, кроме досадного разочарования.
Проблема еще и в том, что застройка побережья ведется некомплексно, нерационально, без учета особенностей каждой территории. Они все очень разные – Затока, Санжейка, Грибовка, Люстдорф, Лебедевка, Фонтанка. Но сокращение площадей пляжей происходит повсеместно с ужасающей быстротой. На эти последствия прямо указывают деструкции на обрывистых берегах. В последние несколько лет там море съедает многие гектары приморской земли вместе со всеми строениями. Похоже, что недалекие некомпетентные люди завидуют этим разрушениям и стараются нанести как можно более сильный ущерб жителям Затоки.
Интересной особенностью остаются и небольшие озера, которые после особенно сильного и длительного шторма появляются на пляже. Вместе с пляжами и с дюнной грядой эти «межваловые» озера образуют т.н. очаговые водно-болотные угодья. Их уникальность описана в научной литературе, но экологи не обращают внимания на такие «мелочи». К тому же во время следующего шторма эти озера берут на себя часть надвигающейся воды и тем самым тоже защищают жилые постройки от затопления. В Затоке они пока еще только и сохранились. Они образуют ландшафт крайне высокой ценности, неповторимый, с высшей степенью многофакторного природного разнообразия. А бездумная засыпка этих озер чуждым грунтом является прямым нарушением международного законодательства.
Такой «очаговый» ландшафт, как в Затоке, сегодня в Украине нигде больше уже не встречается. Флорентийская Конвенция от 2005 года говорит о том, что биологической защите должно подлежать не столько биологическое, сколько ландшафтное многообразие. Дюнный ландшафт с пляжами в любой стране – Польше, Германии, Дании, Бельгии и других странах, входит в состав особо строго охраняемой территории: заказник, заповедник, национальный парк. А Украина, которая стремится к Европейский Союз, ведет себя варварски, грубо разрушая этот ландшафт.
Украина подписала и Флорентийскую Конвенцию, и Рамсарскую Конвенцию об охране уникальных природных сред, но для поселкового совета это никакого значения не имеет. Можно, оказывается, спокойно принимать решение, наносящее ущерб национальному достоянию. Можно нарушать международные обязательства. Можно плевать на законы, на интересы наших граждан, на правила градостроительного проектирования… Ну, что тут сказать? Руководство страны ведет Украину в ЕС, а некоторые местные руководители всячески этому препятствуют, варварски обращаясь с природой. Место ли им у власти?
В связи с многолетним непрерывным вредительством местных чиновников хочу напомнить прописную истину: уникальный ландшафт Затоки и берегов Днестровского лимана надо защищать всеми разрешенными отечественным законодательством средствами, возможно, создавая там особо охраняемую территорию. И строго наказывать всех, кто, превышая свои полномочия, стремится побыстрее нажиться за счет отведенных под жилое строительство метров в прибрежной зоне. И законодательством установить прямую ответственность проектной организации, с финансовыми выплатами за причиненный ущерб. Иначе это варварство прекратить нельзя.
Юрий ШУЙСКИЙ, Почетный член Украинского Географического общества, академик АН США.
Сьогодні вранці російські терористи атакували ударними безпілотними літальними апаратами місто Чорноморськ (Одеська область). Під ударом опинився місцевий ринок.
Депутати Одеської міської ради на сьогоднішній сесії проголосували за встановлення партнерських відносин між містами Одеса (Україна) та Нова Одеса (Nova Odessa, Федеративна Республіка Бразилія).
За минулий тиждень у міських медзакладах Одеси народилися 136 немовлят (72 хлопчики і 64 дівчинки), що на 40 дітей більше, ніж попереднього тижня. Серед них – дві пари близнюків.
У місті Білгород-Дністровський, де напередодні, 23 червня, російські терористи балістикою зруйнували місцевий ліцей, завершились пошуково-рятувальні роботи на місці ворожої атаки.
У місті Білгород-Дністровський (Одеська область), в якому російські терористи сьогодні зруйнували балістикою місцевий ліцей, триває ліквідація пожежі на місці влучання та аварійно-рятувальні роботи.
Сьогодні російські терористи атакували балістикою місто Білгород-Дністровський (Одеська область). Ворог поцілив у місцеву школу, повідомив голова обласної військової адміністрації Олег Кіпер.
За доказовою базою Служби безпеки України 15 років тюрми з конфіскацією майна отримав ще один агент ФСБ, який шпигував в Одесі та Житомирі. Про це повідомила сьогодні СБУ.
Минулої ночі на Одещині декілька годин тривала повітряна тривога – через ворожі ударні безпілотні літальні апарати. Дрони спершу скупчились в групу в Чорному морі.
Ввечері 21 квітня Одеса зазнала масованого удару ворожими безпілотниками по густонаселеному району міста. Внаслідок атаки російських терористів поранення різного ступеня тяжкості отримали троє місцевих жителів.
Учасника зимових Ігор нескорених-2025, ветерана російсько-української війни Євгена Кауса нагороджено Почесним знаком «Подяка». Нагороду сьогодні вручив мер Одеси Геннадій Труханов.
В Одесі на автостанції «Старосінна» запрацював сервіс перекладу жестовою мовою. Тепер люди з порушенням слуху можуть безперешкодно спілкуватися з касирами та працівниками автостанції.