Подводные археологи обследовали одесский пароход «Ленин», затонувший в 1941 году
Научная экспедиция Института археологии Национальной академии наук Украины завершила обследование одесского пассажирского парохода «Ленин».
Параход затонул в 1941 году на траверсе крымского мыса Сарыч.
Об этом ТИА «Вікна-Одеса» сообщил директор департамент подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. Он подчеркнул, что главная задача первой в истории подводной экспедиции, целиком посвященной «Ленину», выполнена. «Мы накопили учетную документацию, достаточную для того, чтобы сформировать пакет документов для официального признания парохода «Ленин» братской могилой — местом гибели большого количества людей, — пояснил специалист. — Исходные документы сейчас готовятся и будут переданы в Кабинет Министров: правительство Украины своим постановлением присвоит затонувшему судну статус «Международный морской мемориал».
По словам С. Воронова, в пакет необходимых документов входят, в частности, паспорт подводного памятника и учетная карточка, в которой заполняется несколько десятков позиций. Описывается внешнее состояние затонувшего судна, указывается наличие на борту человеческих останков, взрывоопасных предметов и вооружения, географическое расположение объекта, его технические данные.
Затонувший «Ленин» лежит на глубине 97 метров. Его обследовали с помощью телеуправляемого подводного аппарата «Софокл». На борту судна исследователи обнаружили семь ходовых концов, по которым внутрь погибшего парохода проникали «подводные мародеры». «Самый печальный итог нашей экспедиции в том, что зафиксированы факты разграбления судна «черными» археологами, — сообщил директор департамента. — Украден штурвал, разграблен ряд навигационного оборудования из ходовой рубки».
Что ж до самой истории «Ленина» (одного из трагических эпизодов начала войны, который и сегодня досконально не изучен), до сих пор считалось: воспользоваться шлюпками с тонущего парохода люди на его борту не смогли —слишком быстро затонуло судно. Однако в ходе экспедиции выяснилось, что, по крайней мере, одна все-таки была спущена — скорее всего, «набитая пассажирами», говорит С. Воронов. «Но судно настолько быстро погружалось в воду, что обрубить концы просто не успели, — полагает историк. — И «Ленин» ушел на дно, утянув с собой шлюпку с людьми. Сейчас она, примятая бортом затонувшего парохода, стоит на грунте. В лодке большое количество каких-то фрагментов непонятного назначения. Но особой возможности исследовать содержимое не было, поскольку донное течение очень мощное и робот постоянно сносило».
Напомним: в свой последний рейс судно, построенное в 1909 году, а в годы советской власти переименованное из «Симбирска» в «Ленин», отправилось из Одессы 24 июля 1941-го. Вместе с ним по направлению к Крыму вышли из порта два транспорта — «Грузия» и «Ворошилов» (по данным историков, он шел «на одном двигателе» и неоднократно ложился в дрейф по причине поломок в машине, из-за чего останавливался весь караван). Точных данных о том, сколько людей было принято на борт «Ленина», нет и сегодня. Изначально рассчитанный на перевозку 472 пассажиров, он, как вспоминают очевидцы, был «заполнен под завязку». На теплоходе находились, кроме членов экипажа, мобилизованные солдаты и матросы маршевых подразделений, а также беженцы.
Трагедия произошла в 23.30 27-го июля на траверсе мыса Сарыч: в районе носовой части головного транспорта «Ленин» раздался взрыв. Что стало его причиной, до сих пор доподлинно неизвестно. Однако большинство исследователей склоняются к версии, что судно подорвалось на советской мине. Приказ о минировании вод Черного моря оборонительными минными заграждениями был отдан командованием флота.
Спасением людей первое время занимался лишь МО-025 — единственный боевой корабль, сопровождавший транспорты. Затем подошли шлюпки с двух других судов. Документы свидетельствуют, что только на «Ворошилов», на котором изначально было порядка трех тысяч людей, подняли из воды 207 человек с «Ленина». Точные данные о количестве жертв крушения так и не были установлены. По разным оценкам, число погибших составило от 650 до 2 500 человек.
Сьогодні, у День Збройних Сил України, на Алеї героїв в одеському парку ім. Т.Г. Шевченка з’явилися інформаційні стенди з іменами ще 53 полеглих захисників і захисниць України.
Сьогодні вранці російські терористи атакували ударними безпілотними літальними апаратами місто Чорноморськ (Одеська область). Під ударом опинився місцевий ринок.
Депутати Одеської міської ради на сьогоднішній сесії проголосували за встановлення партнерських відносин між містами Одеса (Україна) та Нова Одеса (Nova Odessa, Федеративна Республіка Бразилія).
За минулий тиждень у міських медзакладах Одеси народилися 136 немовлят (72 хлопчики і 64 дівчинки), що на 40 дітей більше, ніж попереднього тижня. Серед них – дві пари близнюків.
У місті Білгород-Дністровський, де напередодні, 23 червня, російські терористи балістикою зруйнували місцевий ліцей, завершились пошуково-рятувальні роботи на місці ворожої атаки.
У місті Білгород-Дністровський (Одеська область), в якому російські терористи сьогодні зруйнували балістикою місцевий ліцей, триває ліквідація пожежі на місці влучання та аварійно-рятувальні роботи.
Сьогодні російські терористи атакували балістикою місто Білгород-Дністровський (Одеська область). Ворог поцілив у місцеву школу, повідомив голова обласної військової адміністрації Олег Кіпер.
За доказовою базою Служби безпеки України 15 років тюрми з конфіскацією майна отримав ще один агент ФСБ, який шпигував в Одесі та Житомирі. Про це повідомила сьогодні СБУ.
Минулої ночі на Одещині декілька годин тривала повітряна тривога – через ворожі ударні безпілотні літальні апарати. Дрони спершу скупчились в групу в Чорному морі.
Ввечері 21 квітня Одеса зазнала масованого удару ворожими безпілотниками по густонаселеному району міста. Внаслідок атаки російських терористів поранення різного ступеня тяжкості отримали троє місцевих жителів.
Учасника зимових Ігор нескорених-2025, ветерана російсько-української війни Євгена Кауса нагороджено Почесним знаком «Подяка». Нагороду сьогодні вручив мер Одеси Геннадій Труханов.
В Одесі на автостанції «Старосінна» запрацював сервіс перекладу жестовою мовою. Тепер люди з порушенням слуху можуть безперешкодно спілкуватися з касирами та працівниками автостанції.