«Капитаны песка» - премьера в Одесском русском театре
Независимо от того насколько удачной получится постановка, октябрьские премьерные показы спектакля "Капитаны песка" в Одесском русском театре обречены были стать событием в театральной жизни города.
История любви в 2-х частях, написанная Еленой Савранской и Юрием Волчанским по мотивам романа Жоржи Амаду, имела серьёзнейшего творческого предшественника в лице американского фильма "Генералы песчаных карьеров".
Тот американский фильм с ошеломляющим успехом прошел в 70-е годы по нашим кинотеатрам - нет, по жизни советских людей - благодаря потрясающей музыке-песне, обнаженной груди Доры и смерти главной героини на песчаном ложе любви. Смерти, разрывающей зрителя сразу же после только что увиденного слияния душ и тел.
Через небольшое время песня из фильма стала исполняться одной из советских музыкальных групп с переводом на русский язык, и это ещё более усилило успех.
Впрочем, влияние фильма на сегодняшний спектакль преувеличивать не стоит: время берет своё, и значительная часть публики не только фильм не смотрела, но и понятия о нём не имеет, и увидела только то, что ей показали, без каких-либо ностальгических уходов в прошлое. Да и песню могла не слышать.
Те же, кто фильм видел, могут лишь поблагодарить создателей спектакля (режиссер-постановщик Артем Баскаков под некоторым художественным руководством Михаила Чумаченко, музыкальное оформление Евгений Ермаков) за сохранение музыкальной линии. Без этой музыки, как ни изощряйся, всё было бы не то. Сначала она едва слышна на фоне звука моря. Но постепенно, по мере развития сюжета становится всё сильнее. В финале песня звучит уже во всю мощь на русском языке, вместе с актёрами пробирая зрителя до дрожи в спинном мозге и неудержимых слёз на щеках.
Романтизированную жизнь бразильской молодёжной банды 30-х годов, Педро и падре (даже двух), нищету и богатство, проблему нравственного выбора, существующего в любых условиях, Фемиду - её служителей и подопечных, полицейских и ворьё, оазисы душевной чистоты в море моральной грязи - всё это мы прочувствовали в этом спектакле.
Исключительно тонко ведётся любовная линия. А ведь до неё мы уже видели изнасилование. Сняло ли с совершившего его очищение любовью тот грех? Как хорош Профессор, очень любящий читать книги и являющийся источником разнообразных знаний для товарищей по банде. Правда, через некоторое время мы обалдеваем, когда узнаём, что Профессор читает по слогам! Но сколько их, тех, кто и до этого уровня грамотности не добрался.
Да, смягчили создатели спектакля, очень смягчили. Пожалели зрителя. Я говорю о сцене, когда Хромой попадает в богатую семью, потерявшую сына. Супружеская пара приняла его всей душой как замену сыну, а Хромой оказался лишь наводчиком. В фильме всё показано душераздирающе: женщина с искаженным от человеческой боли лицом видит, что её новый сын оказывается членом банды, одним из тех, кто грабит её дом. И сам Хромой едва не сходит с ума от ситуации в которую попал: вот он обрёл новых родителей, может жить в материальном достатке, но вынужден бросить всё, предать их и продолжать свою старую жизнь - чего уже там, преступника.
В спектакле же Хромой просто исчезает из дома, чем, конечно же, драматизм происходящего значительно снижается. Хотели приберечь слёзы зрителей для финала?
Финал спектакля очень силён. А его поскриптум просто замечателен. Смерть Доры. Прощание с ней. Трагедия и наступившая пустота. Чем заполнить её? Потом у этих парней будет разная жизнь, о которой нам в нескольких словах рассказали. Но что делать сейчас, как заполнить эту душевную пустоту?
Зрительское подсознание давно хотело этого, но не решалось высказать вслух. И всё-таки свершилось. Ведь это Бразилия. И это - Футбол! И это не одесская сцена, а пляж Копакабана. Вот она, душа бразильского народа, играющая в футбол. Неужели его, футбола, не было полторы сотни лет назад? Небылицы. Он вечен. Потому и жизнь продолжается. Благодаря ему, футболу, и двум любящим сердцам.
Борис Штейнберг, журналист. Для Интернет-газеты "Взгляд из Одессы".
Керівник Одеської кіностудії Андрій Осіпов відтепер очолюватиме Державне агентство України з питань кіно. Головою Держкіно його сьогодні, 30 травня, призначив Кабінет міністрів.
Сьогодні, 26 лютого, оркестр Одеської національної опери вирушає у гастрольний тур Японією. Одеські музиканти під орудою Хірофумі Йошіди представлять глядачам симфонічні та концертні програми.
Видатний український скульптор, заслужений художник України Михайло Рева презентує в Одесі виставку «Щоденники часів». Потім масштабну експозицію представлять у Римі.
10 лютого 2025 року у Папському Палаццо делла Канчелярія дуже успішно пройшла інаугурація відкриття Арт-виставки всесвітньо відомого українського художника Івана Марчука «Епічна реальність».
Сьогодні одеська Алея зірок на вулиці Ланжеронівській поповнилась новими іменами видатних одеситів – двох письменників і художника. Про це повідомили в Одеській мерії.
Одеський міжнародний кінофестиваль оголосив дати проведення і розпочинає приймання фільмів на участь у конкурсних програмах. Планується, що XV ОМКФ відбудеться з 12 по 20 липня 2024 року в Києві.
Сьогодні виповнюється 124 роки Одеському національному художньому музею. А напередодні, 5 листопада, його мало не знищили російські терористи: ворожа ракета прилетіла поруч з будівлею, утворивши величезну вирву на вулиці Софіївській.
Адміністрація Одеського національного академічного театру опери та балету повідомила про дострокове переривання контракту та звільнення з посади головного диригента В’ячеслава Чернухо-Воліча.
Науковий архів Одеського національного художнього музею доступний дослідникам та науковцям з усього світу – завдяки спеціальній мультимедійній онлайн-платформі, де матеріали подано українською та англійською мовами.
Департамент архітектури та містобудування Одеської міської ради проводить відкритий архітектурний конкурс на кращу проєктну пропозицію з благоустрою Театральної площі в Одесі.
Відомий скульптор, заслужений художник України Олександр Князик передав Одеській національній науковій бібліотеці свою роботу — скульптуру Григорія Сковороди.