Большой пролет. Почему власти Одессы подарили городской аэропорт мелкой фирме без офиса
В обмен на обещание инвестиций одесские власти подарили городской аэропорт мелкой фирме без офиса. Частная компания уже зарабатывает миллионы долларов, а город теряет коммунальную собственность и обрастает кредитами.
Четвертому по пассажиропотоку аэропорту в стране обещают светлое будущее. Вместо похожего на провинциальный автовокзал здания — монументальное строение из стекла и металла, вместо курсирующих между терминалом и самолетами автобусов — специальные коридоры для перехода пассажиров из залов ожидания на борт. Плюс современные системы автоматического поиска багажа и регистрации пассажиров, позволяющие в два с половиной раза увеличить пропускную способность единственных воздушных ворот Одессы.
В обмен на такие обещания и будущие инвестиции в размере 180 млн. долл. Одесский горсовет в июле прошлого года передал большую часть аэропорта и всю его потенциально прибыльную инфраструктуру обществу с ограниченной ответственностью «Одесса аэропорт девелопмент». В коммунальной собственности остались лишь взлетно-посадочная полоса и четвертая часть в уставном фонде созданного на базе аэропорта совместного предприятия.
Но исполнять условия инвестиционного договора фирма с непонятной структурой собственников и отсутствием опыта работы в гражданской авиации не спешит. На это у компании попросту нет средств: в уставном фонде «Одесса аэропорт девелопмент» — всего 1 тыс. грн. Этот факт ответственных за коммунальное имущество чиновников не смущает. При их содействии бутафорский инвестор уже зарабатывает на аэропорте десятки миллионов долларов и получает новые льготы.
С мэрского плеча
Найти офис «Одесса аэропорт девелопмент» непросто, хотя согласно регистрационным документам он находится в самом центре столицы, по соседству с Верховной Радой и Кабинетом Министров, на ул. Михаила Грушевского, 28/2. Но за железной дверью подъезда с поржавевшим от времени кодовым замком нет ни приемной, ни сотрудников компании-совладельца Одесского аэропорта. Вместо них под боком у депутатов и правительства обосновалась компания «Консалтинговая группа». Она предоставляет юридические адреса для регистрации различных фирм, одна из которых — «Одесса аэропорт девелопмент».
Не проще познакомиться и с руководителем компании-инвестора Алексеем Качановым. По телефону, услышав о теме беседы, он отказался общаться с «Фокусом», сославшись на занятость. Такую реакцию депутат Одесского горсовета, юрист Александр Казарновский объясняет многочисленными «темными пятнами» и нарушениями в процессе передачи имущества аэропорта компании Качанова. «Что мешало городским властям взять кредит и самостоятельно обновить аэропорт, оставив его в собственности города?» — резонно вопрошает политик. И напоминает, что собственных денег на реконструкцию у так называемого инвестора все равно нет.
Вместо этого власти пошли сложным и невыгодным городу путем. После того как две зарубежные компании — претенденты в инвесторы — по непонятным причинам не подтвердили участие в конкурсе, по распоряжению мэра Алексея Костусева победа автоматически досталась «Одесса аэропорт девелопмент». Затем частная компания и городское коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса» создали одноименное СП. 75% в уставном фонде досталось частной структуре.
От такой сделки «Одесса аэропорт девелопмент» получила максимум. По словам сотрудников аэропорта и оппозиционеров в горсовете, сейчас весь доход от технического сопровождения самолетов, услуг для пассажиров, аренды площадей, парковки и т. д. идет в карман бизнесменам. С приходом нового собственника на территории аэровокзала появились две автомобильные стоянки, выросли тарифы на аренду торговых точек и уже анонсировано открытие третьего duty free.
Раскрывать реальные прибыли новые собственники отказываются. Если верить официальной статистике, в 2011 году доход аэропорта составил 18 млн. долл. Если же ей не верить, то числа получаются еще более внушительными. Бывший первый заместитель командира отряда по производству Лаврентий Симонян, проработавший в аэропорту 30 лет, прикидывает: если в месяц предприятие обслуживает 600 – 650 рейсов по 5 тыс. – 10 тыс. долл. за каждый самолет (в зависимости от типа, количества пассажиров, тоннажа), то только на этом инвестор зарабатывает суммы минимум в два раза выше официально озвученных.
И будет зарабатывать еще больше, уверен депутат горсовета Игорь Димитриев. По его словам, сейчас большинство в горсовете уже рассматривает вопрос об освобождении «Одесса аэропорт девелопмент» от паевого участия в развитии инфраструктуры города, от уплаты налогов и о выделении 30 га земли аэропорта якобы для строительства нового терминала, гостиницы, офисов и автостоянок. Хотя для этих целей, утверждает И. Димитриев, хватило бы гораздо меньшего участка.
Личный интерес
В ответ на все реверансы власти условный инвестор сделал не много. Он только наполовину за счет кредитных 22 млн. долл. наполнил свою долю в уставном фонде СП и все еще не получил разрешения на строительство. «Сейчас идет процесс оформления документации. Разрешение будет получено уже в этом году», — обещает глава рабочей группы по координации и реализации проекта Николай Андриенко.
Верит ли этим обещаниям власть — неизвестно. Градоначальник Алексей Костусев в личной беседе пообещал «Фокусу» объяснить логику горсвета, передавшего коммунальную собственность мелкой фирме, не способной за свой счет реконструировать аэропорт, но позже от общения отказался. Вместо мэра это попытался сделать его заместитель Николай Ильченко. Вице-мэр признал, что фирма «Одесса аэропорт девелопмент» была создана специально под проект, а «у компании, которая стоит за ней, миллионные обороты в долларах». Впрочем, о какой конкретно структуре идет речь, чиновник не уточнил, сославшись на неосведомленность.
Повышенную секретность вокруг вопроса об истинных владельцах одесские оппозиционеры объясняют просто: за фирмой-основателем «Одесса аэропорт девелопмент» — лондонской «Одесса аэропорт девелопмент лимитед» — стоят известные в Южной Пальмире бизнесмены Борис Кауфман и Александр Грановский. Это № 134 и № 122 в списке самых богатых людей Украины, составленном редакцией «Фокуса».
Существует и еще одно доказательство причастности дуэта к аэропорту: после передачи предприятия инвестору все финансовые операции, связанные с его деятельностью, проводятся через «Финбанк», который входит в бизнес-империю Кауфмана и Грановского. Кроме того, по данным «Фокуса», еще полгода назад офис руководителя «Одесса аэропорт девелопмент» Алексея Качанова находился в одном здании со штаб-квартирой бизнесменов в Одессе.
Деньги на ветер
Работников аэропорта в запутанной истории с перераспределением коммунального имущества волнует состояние стратегически важного для безопасности миллионов пассажиров объекта. Оно, по словам начальника службы света и технического обеспечения полетов аэропорта Виктора Трандафилова, критичное. «Аэровокзальный комплекс остался без резервного питания, дизель-генератор не работает. Если, не дай бог, пропадет свет, без освещения полосы посадка самолета может оказаться под угрозой», — признался специалист.
А бывший руководитель аэропорта Юрий Скоропись утверждает, что аварийно-спасательная служба предприятия — в плачевном состоянии. Если на взлете лайнер выкатится с полосы, спасать будет некому — отсутствуют спецсредства, уволены специально обученные люди. Состояние взлетной полосы, которую работники аэропорта и пилоты называют стиральной доской, и того хуже. «Современные «Boeing» и «Airbus» после посадки вынуждены каждый раз проходить дополнительный техосмотр, так как датчики фиксируют перегрузку шасси», — откровенничает экс-директор.
В том числе и по этой причине в Одессу перестали летать «Austrian Аirlines», израильские «El Al» и венгерский лоукост «Wizz Air». Еще одна причина, по словам Трандафилова, — резкий скачок стоимости обслуживания: в 10 – 15 раз.
Это не предел, утверждают противники сделки. Самый лакомый кусок — 571 га земли аэропорта. В случае продажи рыночная стоимость участка, который одесские чиновники оценили в скромные в 134 млн. долл., может достигнуть полумиллиарда долларов. На этот куш, по мнению И. Димитриева, скорее всего, и рассчитывает инвестор. Тем более что при содействии городских властей пролоббировать землеотвод будет несложно.
Что касается инвестиций, то на них посвященные в запутанную схему эксперты советуют не рассчитывать. Шансов на то, что мелкая «Одесса аэропорт девелопмент» сумеет найти 180 млн. долл. для развития аэропорта, практически нет. Единственный вариант — привлечь реального инвестора, способного финансировать крупное строительство. Но в этом случае с исполнителем работ придется делиться прибылями, что наверняка вызовет конфликты.
Чтобы избежать расторжения инвестдоговора, которое предусмотрено в случае отсутствия финансирования без уважительных причин, инвестор может пойти по другому пути: увеличив уставной фонд, размыть долю города в СП, а затем выкупить городскую часть. После этого частная компания сможет эксплуатировать имущество аэропорта и за эти деньги проводить реконструкцию.
И хотя провернуть невыгодную для одесситов сделку можно только при поддержке мэра Костусева, с ходу отбрасывать такой вариант не стоит. В день сдачи материала в распоряжение «Фокуса» попал проект решения следующей сессии Одесского горсовета, которая состоится 19 апреля. Авторы документа — депутаты-«регионалы» Юрий Преснов, Марина Клюева, Олег Дудник и Павел Вугельман — предлагают взять на коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса» кредит в размере 116 млн. долл. на 14 лет под 11% годовых. Иными словами, вместо того чтобы ждать исполнения инвестдоговора, город за бюджетные средства сам намерен реконструировать объект, большая часть которого принадлежит частной структуре и приносит ей миллионные прибыли.
Печерський суд Києва обрав запобіжні заходи ексмеру Одеси Геннадію Труханову та низці посадовців. Про це повідомив сьогодні Офіс Генерального прокурора України.
Голові Одеської обласної ради Григорію Діденку та його дружині Юлії Діденко, народній депутатці України IX скликання, повідомлено про підозри в декларуванні недостовірної інформації.
На Одещині правоохоронці затримали начальника одного з районних відділів ТЦК та СП. Його підозрюють у хабарництві. Про це повідомило сьогодні обласне управління поліції.
В Одесі поліцейські та співробітники СБУ затримали військовослужбовця, якого підозрюють у зловживанні впливом. Про це повідомило сьогодні обласне управління поліції.
За державну зраду до 15 років позбавлення волі з конфіскацією майна засуджено агента російських спецслужб, який коригував повітряні атаки РФ по Одещині.
До суду скеровано обвинувальний акт з матеріалами кримінального провадження щодо діяльності членів злочинної організації, які через call-центр в Одесі ошукали громадян Чехії.
Одеському ексдепутату, який на початку повномасштабного вторгнення РФ в Україну супроводжував колону російських військ до Києва, повідомлено про підозру у держзраді та пропаганді війни.
Служба безпеки України та Національна поліція на Одещині затримали нових підозрюваних у підпалах автомобілів, що належали українським військовим. Про це повідомила сьогодні СБУ.
В Одесі поліцейські «на гарячому» затримали колишнього представника одного з громадських формувань з охорони громадського порядку, який заробляв на «зловживанні впливом».
Заступник керівника прокуратури Одеської області Максим Ракович та його колишня дружина, а нині співмешканка В. Ракович, стали фігурантами кримінальної справи.