Одесса новости
28.06.2016

Чаплиниада Сергея Терентьева

Счастливое известие! Долгое и упрямое давление общественности на бюрократическую наградную систему, наконец, привело к желаемому результату — наш земляк, замечательный пианист Сергей Терентьев был удостоен звания заслуженного артиста Украины.

Сразу скажу, ему можно было бы, даже следовало дать народного. Во-первых, — исходя из уровня его мастерства. Во-вторых, — декларируя таким образом наличие у чиновничества, которое такими вещами занимается, признаков хотя бы зачаточной совести Ведь это же надо было — столько тянуть с тем, что не требовало от этих людей ни отчаянной смелости, ни риска, ни доказательств своей правоты.

На самом-то деле Терентьеву на признание своих исполнительских достоинств у этой публики, честно говоря, наплевать. Звания, как и прочие знаки внимания со стороны властей предержащих или даже коллег по цеху, не исключая критического сословия, вещь, в общем-то случайная, никому не нужная и не приносящая в наше время никаких дивидендов — ни моральных, ни материальных. Ну, какая, простите, разница подлинному художнику, замечен ли он очередным занюханным комитетом или жюри, когда первый совершенно очевидно тенденциозен, а второе, или вторые, инфицированы соревновательным вирусом?

 Много ли найдется в среде артистов (в самом широком понимании слова) кристально честных, открытых, далеких от завистливости людей, которые чужие успехи готовы принять как свои собственные; умеют, по выражением психолога Ухтомского, переносить доминанту на лицо другого, и в данном, конкретном случае рукоплескать тому же Терентьеву, независимо ото того, что на его камерные концерты приходит больше зрителей, чем на иные музыкальные бенефисы в филармонии?

 Словом, звания, премии — это все совковые выдумки, на которые не стоит обращать слишком серьезного внимания. Прикиньте только, каково число нынешних премий в любых сферах культуры, искусства, литературы и сравните с тем, что было до нашей коммунистической эры! Однако, коли мы живем там, где живем, и эти знаки отличия все еще существуют, поздравим Сергея Терентьева, музыканта от Бога, отмеченного высокой лаской небес задолго до той минуты, когда какой-то клерк положил на стол очередному министру культуры представление на этого большого пианиста, и пожелаем ему здоровья, новых и новых творческих удач и обязательно — денег, столько денег, чтобы ему больше никогда о жалком и животном думать не приходилось.

Статья, которую я предлагаю вашему вниманию уже публиковалась на «Отражениях». Но очень давно, когда портал только начинался и, надо полагать, тогда ее читали немногие. Просто нового у меня сейчас ничего нет, а поздравить Терентьева хочется. Надеюсь, он меня простит. Написано это с чистым сердцем.

ЭССЕ О ВЫДАЮЩЕМСЯ ПИАНИСТЕ

Это случилось, когда он присел у фоно, чтобы перед выступлением пробежаться пальцами по клавиатуре, а в здании внезапно вырубилось электричество. Инструмент умер. Превратился в кусок дерева, битком набитый нехитрой электроникой, муляж пианино, из которого даже волшебник при всех своих неземных умениях не смог бы извлечь ни звука. Музыкант едва слышно чертыхнулся и обернулся к залу. Впрочем, залом это было трудно назвать. Несколько десятков кое-как выстроенных в ряды стульев, блуждающие в ожидании люди; сумрачное, предвечернее, неверное в дождливый день свечение; враждебное музыке огромное, гулкое пространство музейного зала, где должен был состояться импровизированный концерт. «Сборняк» по поводу болезни общего нашего друга, которому надо было во что бы то ни стало найти денег для операции за рубежом. Пианист поерзал на своем месте; бессильно, не обращаясь ни к кому конкретно, скорее, — ко всем вместе, развел руками; еще немного повозился, пристраиваясь прочнее; потер сухие, казалось, еле слышно пощелкивающие кисти и вдруг начал играть.

Логики тут было немного. Свет, похоже, давать не собирались. Невдалеке сгрудились другие артисты. Оттуда долетал нестройный рокот случайных разговоров. Какие-то смутные фигуры блуждали на периферии зрения. А он играл. Народ стих. Стрекот, который струился из-под рук пианиста, от сотен его мгновенных касаний беззвучной клавиатуры, чьи замыкания с контактами лишенной энергии музыкальной машины рождали лишь костяные щелчки, странным образом постепенно приобретал осмысленные формы. Я не могу сказать, что в воображении невольных слушателей неожиданных экзерсисов зазвучала полноценная музыка. Это было бы преувеличением. И, тем не менее, в нашем присутствии происходило нечто необычное. Старенькое фоно превратилось в несуществующий в реальности инструмент, совершенно сам по себе беспомощный, как молоточки, колокольчики, коробочки и прочая разнородная перкуссия, но тут вдруг обретший право и достоинство звучать самостоятельно, легко и свободно.

Сергей Терентьев, а это был он, известный, талантливейший наш пианист и джазмен, — Терентьев, так и не дождавшись ласки электриков, репетировал с такой глубокой сосредоточенностью, словно это был последний концерт в его жизни. Он склонялся к фоно, откидывался назад, запрокидывал к потолку острый профиль, раскачивался на волнах нотного стана, а кисти его летали по черно-белым костяшкам клавиш, легкие и умные, каждая — извините за рискованное сравнение, — как наделенная самостоятельным мышлением Вещь из «Семейки Аддамсов». Глаза его, полуприкрытые веками, посверкивали озорством. Тонкие губы что-то пришепетывали — может быть, выпевали. Публика затаилась, и стоило ему в последний раз прострекотать вдоль клавиатуры, чтобы затем воздеть руки, мгновенно потерявшие с нею связь, усталые, как бы чуток усохшие, импровизированный зал взорвался аплодисментами. Он же снова пожал плечами — дескать, ничего не поделаешь, это вам не рояль. Встал и, невесомый, худой и маленький в своем темном костюме, вприпрыжку, кузнечиком, ускакал куда-то в сторону. Я сказал бы — в кулису, когда бы здесь была сцена.

Надеюсь, то, что вы прочли, будет воспринято торопливым, так сказать, карандашным эскизом к портрету Терентьева, не претендующим, как и все дальнейшее, на глубокий анализ его исполнительских достоинств. Я не музыкальный критик, и мои претензии так далеко не распространяются. Не могу назвать себя и другом этого человека — мы едва знакомы. Впервые о его судьбе и непростой биографии я узнал от кинооператора Валерия Махнева, который, как я понял, был знаком с Терентьевым достаточно хорошо, чтобы уговорить его, гражданина, мало сказать, сурового, замкнутого и не приспособленного к необязательной светской болтовне, на пространный разговор, что-то вроде интервью, которое должно было стать предисловием к будущему документальному фильму. Снимал Махнев (а, может быть, кто-нибудь другой, просто ему досталась кассета) бытовой камерой, с плохим, средневзвешенным звуком, и потому этот материал не удалось потом употребить ни на что в киношном разрезе путное, но ощущение у меня осталось такое, будто я соприкоснулся с чем-то очень большим, с какой-то безнадежной, отчаянной, кровоточащей правдой, не оставляющей мне иной возможности чувствований, кроме сострадания и единодушия с прежне незнакомым, но уже родным человеком. Помню, тогда захотелось повторить попытку, на другом уровне; попытаться понять, отчего у этого щедро одаренного природой исполнителя так сложно складывается творческая жизнь; почему он, долгое время успешно работавший в Испании, внезапно оказался дома, в достаточно стесненных, я слышал, материальных обстоятельствах, — хотел, однако, не удалось. Не помню почему, но Терентьев надолго исчез из поля зрения.

Возвратился он ко мне в связи с несостоявшимся концертом, с чего мы сегодня начали, и прошлогодним джазовым фестивалем «Master Jam», придуманным Михаилом Фрейдлиным и превосходно осуществленным его командой. Именно на этом уникальном музыкальном марафоне я снова услышал Сергея Терентьева, одного и в публичном диалоге с превосходным ударником Владимиром Тарасовым, и снова был им околдован. Повторю, я не завсегдатай филармонии, где Терентьев не раз выступал с сольными концертами, сам по себе и по инициативе своего старого товарища по jam-session, импровизатора Юрия Кузнецова, и всегда собирал благодарную аудиторию. Играл он, как я понимаю, и в ресторанах, что, на мой взгляд, отнюдь, не унизительно для мастера любого масштаба, особенно, если есть нужда в деньгах, а они не валяются под ногами. То есть, видеть и слушать его я мог и раньше, но, опять-таки, эту возможность не использовал. Зато после фестиваля, пустился во все тяжкие.

Мне повезло. Фирма «Master Jam», которая организовала упомянутый роскошный конкурс и занялась понемногу подготовкой нового, учредила одноименный джазовый клуб, взяла на себя естественным путем функции своеобразной концертной организации и принялась «раскручивать» Терентьева, стараясь в самом выгодном свете представить его как можно более широким слоям публики, не то, чтобы аполитичной, но порядком уставшей от нарастающего политического прессинга и оттого готовой к оптимальному восприятию искусства. Впрочем, кто исследовал, каких энергетических высот может достигнуть патриотизм личности, подпитываемый соприкосновением с неувядаемыми образцами мировой музыкальной культуры?!

Клуб «Master Jam» анонсировал все новые концерты Сергея Терентьева. Мы с друзьями старались их не пропускать. Не знаю, как это было у них, но во мне скоро пустил ростки образ совершенно особенного музыканта, который заслужил титул «маэстро шелковые пальцы», отнюдь, не только манерой обращения с клавиатурой, но всей «моцартианой» своей сценической жизни. Музыкальная субстанция любой степени сложности просто обволакивала его закованную во фрак фигурку, мерцающими облаками заполняла коробку сцены, зрительный зал до самых колосников, и мы, обретая состояние почти физической невесомости, приподнимались над уровнем материальных ощущений, словно покидали свои кресла и откуда-то сверху, где каким-то чудом, пока не смолкла музыка, в своем парении удерживались, очарованно взирали на исполнителя, зафиксированного лучами прожекторов. Белело в электрическом ореоле его лицо. Ослепительными всплесками взлетали над острым крылом рояля руки. Он время от времени искоса, мне кажется, иронично, поглядывал в черноту, где угадывались зрители, будто знал, никуда им от него не деться, как детишкам от гамельнского дудочника, и что-то ворчливо приговаривал, по своему обыкновению, себе под нос, а вот что именно — никому не ведомо…

Каждый концерт Терентьева под девизом клуба «Master Jam» до сих пор характерен тем, что в программе его соседствуют пианистическая классика и джазовая импровизация. И там, и здесь маэстро прекрасен. В скромном по размерам театре еврейского культурного центра («Beit Grand») он почти не отделен от зала, который чуть ли не дышит ему в лицо. И происходящие с ним во время перехода от одной музыкальной стихии к другой метаморфозы связаны не с внешними обстоятельствами (костюмы, декорации, освещенность), а с абсолютной его универсальностью, для которой нет высоких и низких жанров, есть лишь великие произведения для рояля, с авторами которых он достойно и непринужденно вступает в сотворчество. Рахманинова, Шопена, Моцарта Терентьев играет как в умудренной многознанием, высоколобой консерваторской аудитории, правда, пугая ее подчёркнуто личностным восприятием горних стихий. Импровизирует же так, как делал бы это, ну, скажем, в Нью Орлеане, в концерте, посвященном памяти Луи Армстронга, в присутствии консервативно настроенной черной публики, которая за чистоту своей культуры все на свете отдаст. Кто-то сказал мне однажды на выходе из «Beit Grand»: «Все-таки, когда он играет джаз, чувствуется кабак». Да, чувствуется, но насколько, как и почему?

Помнится, размышляя о феномене художественности, Юрий Лотман, известнейший эстетик, культуролог, специалист в области семиотики, пришел, если позволить некоторое упрощение, к выводу, что возникает это качество при столкновении взаимно противоречивых структур. В качестве примера он приводил фигуру Чаплина, его внешность и манеры. В обществе бродяг тот вел себя (разумеется, на экране) как утонченный джентльмен; в свете — намеренно, как бродяга. Верхняя часть его одежды выдавала потуги на аристократизм — котелок, бабочка, аккуратный сюртучок; зато от пояса и ниже он был заправским, как теперь сказали бы, бомжем — несуразные, мятые, подбитые бахромой штаны, расхлябанные башмаки. Но сочетание того и другого, кричащее несоответствие стихий, таинственным образом вызывало столько размышлений о судьбе маленького человека, что чаплиниада приобретала свойство чистейшей художественности. Если спроецировать эти наблюдения на концертную деятельность Сергея Терентьева, мы, при некотором умственном усилии, получаем нечто подобное. Он, музыкант, феноменально владеющий техникой, даже исполняя азбучную классику, позволяет себе озорство интерпретаций, быть может, идущих вразрез с устоявшимся видением предмета. Зато, когда берется за высоко вероятностную во всех своих проявлениях материю джазовой импровизации; позволяя себе любую степень вольностей, вплоть до ресторанных реплик, тем не менее, в целом оказывается куда более чопорным, нежели это принято для бесшабашных «jam-session». И это делает его грандиозным мастером…

Впрочем, тут я уже покушаюсь на чужую территорию. Поэтому умолкаю, позволяя себе добавить одно единственное. Взялся я за перо, потому что решил присоединиться к числу тех, кто недоумевает, отчего у Сергея Терентьева нет никакого звания. Дать ему заслуженного — означает не больше, чем сказать спасибо гению за то, что его избрало небо. Но что мы можем еще?

Валерий БАРАНОВСКИЙ

"Отражения".
Одесса новости
02.10.2018

Михаил Жванецкий о смерти Романа Карцева: «Сегодня я остался один»

Причиной смерти Романа Карцева, знаменитого уроженца Одессы, артиста эстрады, театра и кино стал инфаркт. Об этом сообщил его друг, писатель Михаил Жванецкий.

Одесса новости
02.10.2018

На кінофестивалі у Варні буде показаний фільм, знятий за підтримки Одеської кіностудії

Сьогодні, 2 жовтня, у Варні на 36-му кінофестивалі болгарського ігрового кіно «Золота роза» у конкурсній програмі буде показаний повнометражний фільм виробництва Болгарії за підтримки Одеської кіностудії «Вдалині від берегу» («Далеч от брега») режисера Костадина Бонєва. 

Одесса новости
07.09.2018

В Одессе проводится VI международный Корнейчуковский фестиваль детской литературы.

С 7 по 9 сентября 2018 года в Одессе проводится VI международный  Корнейчуковский фестиваль детской литературы. 

 

Одесса новости
05.09.2018

Норвегія зацікавлена у спільному кіновиробництві з Одеською кіностудією

За словами Павла Клімкіна, Норвегія зацікавлена у спільному кіновиробництві з Одеською кіностудією.

Одесса новости
04.09.2018

Одесская киностудия начинает работу над съемками фильма «Память солнца»

Вчера, 3 сентября, комиссия Госкино единогласно одобрила усовершенствованный сценарий и новый состав съемочной группы полнометражного художественного фильма «Память солнца»

 

Одесса новости
19.08.2018

«Влечение к морю» от Анастасии Харченко

16-го августа Белгород-Днестровский краеведческий музей открыл персональную выставку живописи украинской  художницы Анастасии Харченко под названием «Влечение к морю».

Одесса новости
13.08.2018

В Одессе открыли мемориальную доску в честь Штепселя

На фасаде дома № 29 по улице Княжеской (угол Конной) в Одессе открыта мемориальная доска, посвященная советскому и украинскому артисту Ефиму Березину

 

Одесса новости
03.08.2018

После скандала с взятками: в Одесской музакадемии – новый руководитель

Исполняющим обязанности ректора Одесской национальной музыкальной академии назначен Александр Олейник. Об этом сообщается на сайте вуза.

 

Одесса новости
07.06.2018

Умерла одесситка-кинорежиссер Кира Муратова

На 84-м году жизни умерла одна из самых известных одесситок – кинорежиссер Кира Муратова, Почетная гражданка города.

Одесса новости
13.05.2018

«Ты – в сердце моем»: в Одессе идет «Акация Фест»

Сегодня в Одессе продолжается «Акация Фест» – ежегодный фестиваль, который устраивает академический театр музыкальной комедии им. Михаила Водяного. 

Одесса новости
04.05.2018

«Кот да Винчи» – 2: в Одессе расскажут о кошачьих тайнах в живописи

В Одессе продолжается ШрёдингерФест – цикл научно-просветительских и культурологических встреч, посвященных кошкам. Ближайшая состоится 5 мая.


Одесса новости
13.04.2018

«Не ходите, девки, замуж»: в Одесском украинском театре поставили «Женитьбу» Гоголя (фото)

В Одесском академическом музыкально-драматическом театре им. В. Василько состоялась премьера спектакля «Женитьба. Абсолютно невероятная история» по одноименной пьесе Н.В. Гоголя. 

Одесса новости
02.04.2018

Главный Юморинный концерт в Одессе посмотрели 100 тысяч человек

Концерт на главной сцене одесской Юморины, на пересечении Пушкинской и Ланжероновской улиц, посмотрели порядка 100 тыс. человек.

Одесса новости
16.03.2018

Умер кинорежиссер Александр Павловский

В Москве сегодня скончался кинорежиссер Александр Павловский. Об этом сообщается на сайте Союза кинематографистов России. Причина смерти не уточняется.

Одесса новости
07.03.2018

Одесские музейщики пытаются спасти уникальный инструмент

Одесский муниципальный музей личных коллекций им. А.В. Блещунова собирает на платформе «Мой город» деньги для спасения уникального экспоната – фисгармонии XIX века.

Одесса новости

23.10.2018
Жительница Запорожья ответит в суде за сбыт метадона в Одессы (Думская.net)

23.10.2018
В Одессе правоохранители нашли сбежавшего подростка (Взгляд из Одессы)

23.10.2018
В Одесской области произошло жестокое убийство (Взгляд из Одессы)

23.10.2018
В Одессе парень пырнул ножом незнакомца: подробности (Взгляд из Одессы)

23.10.2018
В Одесской области годовалый малыш попал под колеса грузовика (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
Полиция задержала иностранца, который в развлекательном заведении ранил ножом обидчика (Думская.net)

22.10.2018
Под Одессой спасли экипаж яхты (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
В Одесской области расследуют смертельное ДТП с участием сотрудника полиции (Вiкна-Одеса)

22.10.2018
Решение суда по «Золотому берегу» - на подходе (Круг-Информ)

22.10.2018
Одесситы страдают - коммунальщики бездействуют (Круг-Информ)

22.10.2018
Мэрия не обеспечила противопожарную безопасность (Круг-Информ)

22.10.2018
Еще часть Аркадии уйдет под застройку? (Круг-Информ)

22.10.2018
Сохранить доходный дом Черепенникова (Круг-Информ)

22.10.2018
На город собираются «повесить» очередной миллиардный кредит (Круг-Информ)

22.10.2018
В Одесской епархии Московского патриархата голосовали по поводу автокефалии Украинской церкви (Думская.net)

22.10.2018
В Одессе парень своеобразно проучил родственника (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
Верховный суд отказался переносить рассмотрение дела мэра Одессы в другой город (Вiкна-Одеса)

22.10.2018
К сведению одесситов - абонентов Укртелекома (Рупор Одессы)

22.10.2018
Спасательное судно "Александр Охрименко" станет водолазной базой ВМСУ, но сначала с него надо снять арест (фото) (Думская.net)

22.10.2018
В Одессе можно увидеть, как красив Божий мир (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
В Одесской области под колесами микроавтобуса погиб маленький мальчик (Вiкна-Одеса)

22.10.2018
Верховный суд отказался забирать дело Труханова из Одессы (Думская.net)

22.10.2018
Мэра райцентра в Одесской области оправдали по делу, открытому во времена Януковича (Думская.net)

22.10.2018
Одесские морские спасатели оказали помощь терпящей бедствие яхте (Думская.net)

22.10.2018
В Одесской епархии УПЦ заверили, что церковь будет нести свою миссию в любых условиях (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
В Одессе на выставке выбирали домашних питомцев (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
Конкурс красоты для собак: в Одессе выбирали самых породистых терьеров, овчарок и питбулей (Думская.net)

22.10.2018
Не все в порядке в Госпродпотребслужбе Одесской области (Рупор Одессы)

22.10.2018
Эксперт из Евросоюза проверяет эффективность участия Одесской области в программе "Black Sea Basin" (Думская.net)

22.10.2018
Центризбирком назначил ответственным по Одесской области бывшего адвоката мэра Киева и доверенное лицо Яценюка (Думская.net)

22.10.2018
В центре Одессы спилили большую ель, которую посадил Паустовский (Думская.net)

22.10.2018
"Заминировавший" главный офис "Киевстара" житель Одесской области отделался условным сроком (Думская.net)

22.10.2018
Бювет в сквере Мечникова закрыли на ремонт (Думская.net)

22.10.2018
Социальный эксперимент: легко ли в Одессе работать попрошайкой (Думская.net)

22.10.2018
Артем Морковкин: Одесская железная дорога первой обзавелась своим спецназом (Рупор Одессы)

22.10.2018
За неделю в Одессе родилось пять двоен (Думская.net)

22.10.2018
Килии - 2700: "самый древний в Украине" город Одесской области по-новому отметил свой день рождения (Думская.net)

22.10.2018
За неделю в Одессе родились пять двоен (Вiкна-Одеса)

22.10.2018
В маршрутках Одессы появятся GPS-трекеры (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
В Одесской области ищут пропавшую девушку (Вiкна-Одеса)

22.10.2018
"Общественный бюджет": бывший депутат горсовета хочет установить в Одессе странные скульптуры своего авторства (фото) (Думская.net)

22.10.2018
Одесская область: за неделю до нового года первые выборы пройдут ещё в трех ОТГ (Рупор Одессы)

22.10.2018
«Добрый обед»: в Одессе открылся еще один пункт помощи малоимущим (Думская.net)

22.10.2018
В Одесской области под колесами микроавтобуса погиб годовалый ребенок (Думская.net)

22.10.2018
Жители Лузановки и Черемушек остались без воды из-за аварий на водопроводе (Думская.net)

22.10.2018
В Одессе закрыт на ремонт один из бюветов (Вiкна-Одеса)

22.10.2018
Степаненко Максим – один из лучших игроков Кубка посла Франции 2018 (Кредо-1963)

22.10.2018
Одесчина: когда одни зарыбляют водоемы, другие уничтожают биоресурс (Рупор Одессы)

22.10.2018
На рассвете горело одно из кафе в Одессе (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
В Одесской области пропала девушка (Думская.net)

22.10.2018
Секретарь Одесской епархии УПЦ: позиция власти противоречит Конституции и лишена логики (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
Разумное партнерство в использовании одесского областного и овидиопольского районного бюджетов (Рупор Одессы)

22.10.2018
В Одессе совершено ДТП: пострадал человек (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
В мэрии Одессы рассказали, сколько заработали на депозите (Думская.net)

22.10.2018
Одесса: вторая очередь реконструкции ПС «Чумка» обойдется почти в три раза дороже (Рупор Одессы)

22.10.2018
Заглядывавших в окно одесского кафе "голодных" снова забрали на реставрацию (Думская.net)

22.10.2018
Морские обитатели и герои любимых сказок: в одесском дворе появился уже второй мурал (общество) (Думская.net)

22.10.2018
Под Одессой ведут борьбу с поджигателями опавших листьев (Взгляд из Одессы)

22.10.2018
В Одесской области убили пожилого учителя: его тело нашли на кладбище (Думская.net)

22.10.2018
Областную службу по делам детей возглавит чиновник из Подольска (Думская.net)

Дальше новости